Стремление к стабильности, упорядоченности и взаимосвязанности элементов экономической и социальной сфер является неотъемлемой потребностью общества в целом. Наряду с этим, интерес к проблеме стабильности связан не только с ситуацией неопределенности и нестабильности характеризующей рыночные отношения, сложившиеся в России. Прежде всего, необходимость в решении данной проблемы обусловлена современным социально-экономическим положением регионов России. Отметим что, в экономических и в социальных науках до сих пор не существует подробного анализа стабильности и тщательной ее градации в то время как в естественных науках термин «устойчивость» («стабильность») разработан детально и основательно. Термин «устойчивое развитие» («sustainable development») получил широкое распространение с 1987 года, когда был опубликован доклад Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее», известный как доклад Г. Х. Брундтланд, возглавившей ее работу. Определение "устойчивое развитие" означает просто устойчивый, постоянный рост. В тоже время в европейских языках имеют более узкий смысл. Это - развитие "продолжающееся" (можно, пожалуй, сказать "самодостаточное"), то есть такое, которое не противоречит дальнейшему существованию человечества и развитию его в прежнем направлении. Определение устойчивого развития, предложенное комиссией Брундланд, широко принято как наименее спорное из всех, однако, оно скорее отражает стратегическую цель, чем указывает конкретный путь для практических действий. Неудивительно, что именно поэтому многие авторы предложили свои варианты, пытаясь найти определение, которое было бы удобным в практической деятельности. На наш взгляд, устойчивое развитие – это непрерывный, динамический процесс формирования мирового гражданского общества, снижения социального неравенства и экологической нагрузки на биосферу, разработки новых ресурсосберегающих и экологически чистых технологий с целью предотвращения глобальных экологических, экономических и социальных угроз, обеспечения экономического роста без ущерба для экологии. Устойчивое развитие включает в себя два ключевых взаимосвязанных понятия: 1) понятие потребностей, в том числе приоритетных (необходимых для существования беднейших слоев населения): 2) понятие ограничений (обусловленных состоянием технологии и организацией общества), накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности человечества. Такое представление неразрывно связано с теорией ограниченных ресурсов и эффективного природопользования. Общими проблемами развития регионов Российской Федерации являются нерациональное использование природных ресурсов, отставание в разработке и внедрении экологически чистых технологий, недостаточное выделение средств на природоохранные мероприятия и невыполнение капитального строительства объектов природоохранного назначения особенно обострились в настоящее время. Для преодоления указанных негативных тенденций необходимо реформирование системы управления развитием регионов и пересмотр приоритетов, ориентация их на достижение экологической безопасности и устойчивое развитие. Переход к устойчивому развитию региона диктует необходимость поиска дополнительных факторов экономического развития и адекватных методов и инструментов управления для обеспечения стабильного экономического роста, стимулирования инновационной деятельности, привлечения инвестиций и развития новых направлений бизнеса, формирования, таким образом, развитой рыночной инфраструктуры при обязательном учете экологических факторов при принятии решений. Применительно к сырьевым регионам на первый план выходит использование таких современных видов управленческих технологий как стратегическое планирование развития региона, региональный маркетинг, инструменты региональной промышленной политики, в том числе методы привлечения инвестиций в регион, и прочие. Таким образом, переход к устойчивому развитию требует определенных изменений в подходах к управлению развитием региона. Устойчивое функционирование и развитие региональной системы как относительно обособленной подсистемы государства в системе экономики обеспечивается благодаря взаимодействию общегосударственных и региональных органов управления, а также различных форм межрегиональных отношений. В состав Российской Федерации входят регионы, для которых характерна высокая степень дифференциации по уровню социально-экономического развития. Переход к устойчивому развитию Российской Федерации в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов. Это предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов Российской Федерации. Существующие типологии регионов основываются, главным образом, на анализе экономических показателей их развития. Невнимание к экологическим составляющим регионального развития делает эти типологии однобокими и недостаточными для стратегического планирования развития регионов в условиях перехода к устойчивому развитию. Ресурсная типологизация регионов позволяет выделить регионы со сходными экологическими проблемами и использовать общие подходы для их решения, прогнозировать возникновения подобных проблем. Таким образом, мероприятия, разрабатываемые для одного региона, могут быть применимы в других с поправкой на специфику конкретного региона. Бюрократизированный государственный аппарат и усиление государственного регулирования экономики, привели к неэффективному государственному регулированию. В сложившихся условиях российской экономики основное значение в изучении неравновесных состояний социально-экономических систем и решением связанных с ними проблем выступают особенности управления процессом устойчивого развития региона и необходимость формирования эффективного механизма управления.(рис.1)
Переход государства на модель устойчивого развития, в свою очередь подразумевает достижение целевых ориентиров в виде системы показателей, которые характеризуют качество жизни населения, уровень экономического развития и экологической безопасности, что достигается посредством эффективного взаимодействия государственных органов управления федерального, территориального уровней и местного самоуправления. При этом суть устойчивого развития государства или региона, состоит в том, чтобы в течение длительного периода времени обеспечивался достаточно высокий уровень показателей, характеризующих социальное, экономическое и экологическое состояние страны или региона. По существу это новый тип общественного развития, при котором достижение стабильного социально-экономического состояния в стране или регионе должно создавать надежные предпосылки устойчивого развития в долгосрочном будущем. Процесс перехода региона к устойчивому развитию осуществляется под воздействием различных факторов, которые позволяют выявить возможности и внутренние резервы, определяющие устойчивое развитие, где особая роль отводится ресурсно-инновационным факторам. Стратегическое управление научно-инновационным потенциалом региона включает механизмы финансово-экономической, информационной, кадровой, технологической и иной поддержки. Возникает потребность в четко разработанной и продуманной государственной инновационной политике, как в Российской Федерации, так и в ее субъектах. При этом под государственной инновационной политикой обычно понимается часть государственной социально-экономической политики, направленной на совершенствование государственного регулирования, развитие и стимулирование инновационной деятельности. Оживление и переустройство научной системы возможно только при активном участии региональной власти и частного капитала, поскольку эта система потеряла многие внутренние стимулы к самоорганизации и развитию, а бюджетные ресурсы для этих целей крайне ограничены. В целом региональная устойчивость обеспечивается устойчивостью национальной экономической системы, уровнем взаимодействия ее структурных подсистем, а также способностью регионов самостоятельно формировать текущие и стратегические цели, создавать механизм адаптации к возможным изменениям любого уровня, изыскивать резервы самоорганизации и саморазвития. Процесс управления устойчивым развитием региона, как неотъемлемый элемент общего процесса управления экономикой регионов формируется и осуществляется при помощи взаимодействия органов управления различных уровней (государственных, федеральных, территориальных, региональных), и в большей степени органов местного самоуправления. Наряду с этим, одной из самых сложных проблем, которые приходится решать на современном этапе рыночных реформ в российской экономике при осуществлении управления региональным устойчивым развитием, является регулирование взаимоотношений федеральной власти и регионов в бюджетной и инвестиционной сферах. Таким образом, процесс формирования эффективного механизма управления процессом устойчивого развития региона должен осуществляться с учетом выбора оптимального направления развития региона, определяемого законодательными актами, способствующими достижению цели, и отражающими долгосрочную и перспективную политику законодательной и исполнительной властей в процессе достижения ориентиров устойчивого развития региона. Также этот процесс предполагает разработку социально-экономического механизма с учетом государственного регулирования и регионального самоуправления, то есть сочетание планово-регулирующих и рыночных методов.
|