Развитие сельского хозяйства призвано решить, прежде всего, проблему восстановления продовольственной независимости страны и региона. Перспективное значение аграрной сферы для экономики определяется тем, что по площади и качеству сельскохозяйственных земель Россия занимает первое место в мире. Важную роль играют сельскохозяйственное производство и вся сельская инфраструктура при хозяйственном и социальном освоении огромных территорий, природных богатств. В 2009 году крестьянскими хозяйствами Ингушетии произведено 17,6 тысяч тонн зерна или 42, 7 %, мяса - 415, 0 тонн или 12 %, молока - 7250, 1 тонн или 11, 6 % от общего объема производства всех категорий хозяйств. Рост производства продукции сельского хозяйства в крестьянских хозяйствах в 2009 году в процентах к 1994 году составил:
· зерна - 2, 5 раза;
· картофеля - 4, 4 раза;
· овощей - 11, 7 раза;
· молока - 3, 2 раза.
Одним из основных факторов, тормозящих эффективное развитие фермерства, является отсутствие государственной поддержки крестьянских хозяйств, отсутствие государственного заказа на продукцию сельского хозяйства, сети заготовительных и перерабатывающих предприятий и сервисных служб.Положение, сложившееся в фермерском секторе, требует комплексного решения вопросов развития крестьянских хозяйств, усиления государственной поддержки этого сектора. Целью государственной программы должно быть обеспечение устойчивого развития и повышения эффективности крестьянских хозяйств, социальная защита крестьянства в условиях рыночных отношений, гармонизация частных и общественных отношений. Министерствами экономики и сельского хозяйства разработана программа развития крестьянских (фермерских хозяйств). Государственным заказчиком программы является Правительство Республики Ингушетия. Управление программой осуществляется Ассоциацией сельскохозяйственных товаропроизводителей, кооперативов и личных подворий Республики Ингушетия. Задачами программы являются:
· создание организационных, экономических, финансовых, правовых и социальных условий для развития крестьянских хозяйств;
· совершенствование механизма государственной поддержки фермерского сектора;
· развитие земельной реформы, совершенствование земельных отношений и стимулирование кооперирования малоземельных крестьян;
· формирование рыночной и социальной инфраструктуры на основе кооперации и интеграции;
· развитие фермерского самоуправления;
· развитие системы кредитной кооперации;
· создание и развитие информационно-консультативных служб и научного обеспечения крестьянских хозяйств;
· ресурсное обеспечение крестьянских хозяйств;
· развитие межфермерских перерабатывающих производств и предприятий.
Требует совершенствования законодательство о крестьянских (фермерских) хозяйствах и налогового законодательства в отношении крестьянских хозяйств и кооперативов в целях повышения заинтересованности фермеров в расширении товарного производства.Совершенствование земельных отношений будет направлено на укрепление действующих крестьянских хозяйств, объединение мелких крестьянских хозяйств в кооперативы, изъятие земель у крестьянских хозяйств, нерационально их использующих в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Предполагается осуществить комплекс землеустроительных работ по консолидации земельных участков крестьянских хозяйств с учетом региональных природно-экономических особенностей, компактного размещения земельных участков, обеспечивающих рациональную организацию, инженерное обустройство, эффективное использование земель и создание условий для кооперирования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Ожидается, что в 2010 году площадь пашни составит 26, 7 тысяч гектаров, а средний размер пашни на одно хозяйство возрастает с 22, 1 гектара до 33, 5 гектара. Основными направлениями развития кооперации крестьянских хозяйств на современном этапе являются:
1. Переработка, хранение и сбыт продукции;
2. Кредитование и страхование;
3. Материально - техническое обеспечение;
4. Совместное использование техники и обработка земли.
Система финансово - кредитного и инвестиционного обеспечения крестьянских хозяйств направлена на создание условий для развития и укрепления их материально-технической базы, производственной и социальной инфраструктуры, повышение эффективности и доходности производства. Средства государственной поддержки из федерального бюджета будут направлены на следующие цели:
· финансирование государственных мероприятий по повышению плодородия почвы, ветеринарному обслуживанию;
· субсидирование элитного семеноводства, племенного животноводства, овцеводства;
· компенсация части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений;
· дотации на шерсть, поставляемую в государственные ресурсы;
· дотации на закладку и уход за молодыми многолетними насаждениями и производство посадочного материала;
· поставка техники и племенного скота на основе долгосрочной аренды (лизинга);
· компенсация части страховых платежей при страховании урожая;
· компенсация до 50 процентов затрат на разработку проектно-сметной документации и осуществление мероприятий по освоению земель;
· финансирование землеустроительных работ, связанных с упорядочением существующих землепользований и организации устройства их территорий.
Средства государственной поддержки из республиканского бюджета предполагается направить на следующие цели:
1) содействие в создании системы кредитной кооперации в аграрном секторе путем оказания помощи в формировании паевых фондов и предоставления кредитных ресурсов;
2) льготное кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе и на сезонные затраты;
3) компенсация части страховых платежей при страховании урожая;
4) развитие межфермерской кооперации по совместному использованию техники, производству сельскохозяйственной продукции, ее переработки, хранения и сбыта, агросервиса;
5) льготное кредитование строительства жилья;
6) оказание крестьянским хозяйствам и их кооперативам другой финансовой помощи на возвратной и безвозвратной основе.
Для реализации программы требуются капитальные вложения из всех источников финансирования в среднем за год в сумме 122, 98 млн. рублей. Основными направлениями инвестиций будут:
· приобретение сельскохозяйственной техники, оборудования и транспорта по лизингу для выполнения работ в земледелии и животноводстве;
· приобретение племенного скота - 10 млн. рублей;
· повышение плодородия почв, сортообновление и обеспечение горюче-смазочными материалами.
Основными источниками инвестиций на 2010 год станут: а) средства федерального бюджета - 60, 0 млн. рублей; б) средства республиканского бюджета - 65, 21 млн. рублей; в) в том числе, на безвозвратной основе - 3, 81 млн. рублей. Сельское хозяйство требует очень внимательного и осторожного подхода. Функционирующий аграрный сектор – это вопрос продовольственной безопасности региона. Понимая важность этого, все развитые страны датируют сельское хозяйство. Необходимы льготное налогообложение, кредиты с госучастием, организация правительственных закупок, замкнутый производственный цикл: переработка продукции в республике и доведение до местного потребителя. Это новые поступления в бюджет через налоги и сдерживание цен (антикоррупционный контроль). Заявленная программа действий решает вопросы развития сельхозпредприятий Ингушетии, в то время, как не уделяется внимание помощи домохозяйств и их подворий. Об эффективности деятельности сельхозпредприятий говорят следующие цифры: более 75 % сельхозпредприятий убыточны, при этом они занимают более 85% посевных площадей. В то время как хозяйства населения занимают 14 % площадей и обеспечивает сельхозпродукцией на 86% от всего рынка Ингушетии. Заставляют задуматься объемы финансовых вливаний сельхозпредприятиям, в том числе заявленных в программе, и отсутствие практически отдачи от них.
|