Малый бизнес – сектор экономики, включающий в себя индивидуальное и малое предпринимательство. Значение малого бизнеса в рыночной экономике, велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Основные преимущества, характерные черты, присущие малому бизнесу:
- возможность более гибких и оперативных решений.
- ориентация производителей преимущественно на региональный рынок.
- поддержание занятости и создание новых рабочих мест. ü выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным производителям.
- небольшой первоначальный объем инвестиций. ü экономическая эффективность производства в малых предприятиях.
- инновационный характер малых предприятий.
Между тем предприниматели жалуются на плачевное положение малого бизнеса – заоблачные налоги, бесконечные проверки и ревизии, неистребимые бюрократические барьеры, возможные поборы. Вклад российского малого бизнеса в ВВП страны ничтожно мал, притом что в развитых странах он превышает 40%. Президент Медведев определил задачу – малый бизнес в стране должен стать лидером по производительности труда. Среди текущих задач в центре внимания федерального министерства экономического развития и торговли – организация эффективного микрофинансирования малого бизнеса. Однако, слова федеральных чиновников о желании поддержать и развивать малый бизнес в очередной раз расходятся с реальностью. С нового года нагрузка на него увеличится за счет госпошлин; возросло количество организаций, перед которыми надо регулярно отчитываться. К началу следующего года, согласно уже принятым законам, вырастут страховые взносы во внебюджетные фонды, а некоторые из налоговых льгот, имеющихся у малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, исчезнут. После принятия федерального закона №212 от 24 июля 2009 года о страховых выплатах у коммерсантов, использующих популярную среди малого бизнеса упрощенную систему налогообложения, появился повод для беспокойства. Упрощенная система налогообложения (УСН), кроме прочих преимуществ, позволяла предприятиям не платить единый социальный налог (ЕСН), начисляемый на фонд оплаты труда, а платить лишь 14% в ПФ РФ. Но с начала этого года отчисления по ЕСН заменяются на иной порядок системы отчислений во внебюджетные фонды, с поэтапным повышением ставок отчислений. Это приведет к тому, что уже с начала 2011 года малый бизнес, использующий УСН, должен будет платить государству 34%. Т.е. нагрузка увеличится по сравнению с 2010 годом более чем в два раза. Что важно, прежние льготы, которыми пользовались налогоплательщики, использующие УСН, больше не действуют. Более того, если раньше правом контролировать правильность и своевременность начислений обладали только налоговики, сейчас к ним примкнули и работники ПФ и ФСС. Это значит, что теперь запросить документы, потребовать объяснений, выезжать на проверку и в конце концов оштрафовать бизнесмена могут сотрудники еще нескольких новых ведомств. Ингушетия остается на сегодня трудоизбыточным регионом, в котором только зарегистрированных безработных насчитывается более 50 тыс. человек. С учетом этого, властью заявлено, что развитие малого бизнеса должно стать ключевой задачей для стабильного развития республики. Комплексная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ингушетии, обеспеченная финансированием, осуществляется лишь с 2009 года в рамках республиканской целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в РИ на 2009-2012 годы». Ранее, в связи с крайней ограниченностью средств республиканского бюджета и отсутствия утвержденных механизмов, господдержка малого бизнеса осуществлялась в весьма незначительных объемах. Министерству экономики и промышленности Ингушетии удалось защитить в Минэкономразвития РФ софинансирование программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в РИ на 2009-2010 годы» из федерального бюджета в размере 95,3 млн рублей. По официальным данным разные виды государственной поддержки предоставлены 317 субъектам малого предпринимательства в размере 44,8 млн рублей, в том числе из федерального бюджета 21,4 млн рублей, что в разы превышает аналогичный показатель 2008 года. Фактически, на сегодняшний день создано 283 новых рабочих места. Кроме того, в соответствии с представленными бизнес-планами, субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими государственную поддержку, планируется дополнительно создать 1132 рабочих места. Из общего числа предприятий малого бизнеса, получившим государственную поддержку, 32,8% осуществляют деятельность в сфере услуг, 41,5% занимается сельским хозяйством, 25,7% - производственной деятельностью. Проблемы, сдерживающие дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса в республике мало чем отличаются от общероссийских – слабая правовая база, защищающая их деятельность; ограниченный доступ к финансовым средствам, в основном из-за отсутствия золотого фонда для кредитных учреждений; высокая арендная плата арендуемых помещений; отсутствие земельных участков в доступных для бизнеса местах; высокие ставки налогообложения; проблема со сбытом уже произведенной продукции. Меры по преодолению этих барьеров предпринимаются – указом президента Ингушетии создана комиссия по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сегодня в Ингушетии по официальным данным наблюдается положительная динамика развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, на начало января 2010 года их число составило 12 422 (132,2% к прошлогоднему показателю). Численность занятых на субъектах малого предпринимательства достигла 12 927 человек. Оборот малого предпринимательства по всем видам деятельности превысил аналогичный показатель прошлого года на 13,9 % и по оценочным данным министерства экономики и промышленности Ингушетии на начало января 2010 года составил 835,1 млн рублей. Несмотря на уменьшение лимита финансирования программы Минэкономики РИ направлены заявки по 13 возможным мероприятиям на общую сумму из федерального бюджета 635,5 млн рублей. Однако особо остро стоит проблема диверсификации деятельности малых предпринимателей. Лишь 20% от их числа занято в сфере производства, подавляющее же большинство зарабатывает в розничной торговле и сфере услуг. В итоге в Ингушетии заявлены и действуют следующие механизмы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства:
ü предоставление офисных помещений субъектам малого и среднего предпринимательства в ГУ «Республиканский Бизнес – Инкубатор»;
ü организация и проведение конференций, форумов, семинаров, круглых столов, мастер-классов, тренингов по вопросам развития малого и среднего предпринимательства;
ü организация и проведение профориентационных семинаров для безработных граждан по основам предпринимательской деятельности;
К усилиям региональных органов власти для развития бизнеса на уровне домохозяйств мы предлагаем привлечь органы местного самоуправления (ОМС), по следующей схеме. В создании малого бизнеса участвуют члены семьи своим трудом, а ОМС через финансирование и предоставление необходимых для бизнеса оборотных средств. На первых порах ОМС обеспечивают закупку готового продукта и реализацию его через проведение ярмарок. Доход при этом распределяется между домохозяйством и местным бюджетом. В последующем кто-то расширит свою деятельность, что обеспечит дополнительные налоговые поступления, другие просто повысят свою самооценку, что весьма важно для социального здоровья всего общества, у иных ничего не получится, и, на первый взгляд, представляется, что средства потрачены впустую. Но это не так. По статистике, лишь 5-7% населения - это активная часть, создающая ВВП. Если выявить эту часть и задействовать в экономике, бюджет получит кратный рост доходов через налоги и сокращение расходов на социальное обеспечение. Таким образом, успешное развитие предпринимательства, как одного из факторов производства, обеспечено как экономическим развитием, так и тем, что люди сами обеспечивают себя работой и доходами. Поэтому создание правовых, экономических и организационных условий для развития бизнеса является на сегодняшний день одной из важнейших задач всех уровней власти, что позволит планомерно развивать и поддерживать малый бизнес.
|