Франчайзинг (от фр. franchir, «освобождать») – это развитая форма лицензирования. Для компаний франчайзинг – это способ распространения бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг – это один из способов стать владельцем бизнеса. На растущих рынках, таких как Россия, франчайзинг является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы вести прибыльный бизнес. Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзор) передает независимому человеку или кампании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзору, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области. На территории Ингушетии уже имеется опыт организации бизнеса по франчайзингу. Первым в этой области стал торговый центр Sela, расположенный в г. Назрани по ул. Московской. Для получения разрешения центром использовался прямой способ франчайзинга, когда франчайзор продает франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи). Это самый лучший способ, чтобы обеспечить хорошую взаимосвязь между франчайзором и франчайзи. В случае с международным франчайзингом, каковым является бизнес Sela, где географическое расстояние между франчайзором и франчайзи велико, недостатком такого метода является меньшее внимания к местным особенностям. Преимущества для Sela от фрайчазинга очевидны:
- профессиональная поддержка от франчайзора;
- отсутствие проблем, возникающих на начальной стадии, потому, что используется опыт своего франчайзора;
- после открытия франчайзингового бизнеса Sela продолжает получать профессиональные услуги от франчайзора по вопросам ежедневного ведения бизнеса и маркетинга;
- при выполнении франчайзингового договора Sela получает полномочия от франчайзора на использование торгового знака франчайзора.
Однако в своей деятельности Sela сталкивается с проблемами, связанными с недостатками, присущими франчайзингу:
- невыполнение контракта по франчайзинговому договору чревато разрывом договорных отношений;
- франчайзинговая система ограничивает инициативу франчайзи;
- отсутствие финансовой поддержки со стороны франчайзора.
Существуют три основных вида франчайзинга: товарный, производственный и деловой. Sela организаует свой бизнес по товарному виду франчайзинга, который представляет собой продажу товаров, производимых франчайзором под зарегистрированным товарным знаком. Sela осуществляет их послепродажное обслуживание Франчайзинг Sela – это возможность открыть предприятие фирменной торговли, пользуясь технологиями бренда. Развитие корпорации начиналось с небольшой дизайн-студии выполнявшей заказы экспортёров готовой одежды. Уникальность опыта работы Корпорации Sela состоит в том, что она является первым и крупнейшим франчайзером одежды на российском рынке. Обладая большим опытом работы, Корпорация Sela достигла оптимизации торговых процессов и помогает партнёрам нивелировать все риски в бизнесе. Преимущества франчайзинга Sela заключаются в том, что партнеры не платят вступительных или ежемесячных взносов за пользование торговой маркой Sela. В рамках схемы франчайзинга Корпорация Sela берет на себя функции cопровождения бизнеса франчайзи с момента принятия решения об открытии магазина, а именно: ü оценку правильности месторасположения будущего магазина и согласование его открытия. ü разработку дизайн-проекта магазина. ü поставку всех информационных и рекламных материалов, необходимых для открытия магазина. ü консультации по формированию заказа и по всем бизнес-процессам, связанным с работой магазина. ü контроль соблюдения стандартов фирменной торговли. Ежегодно в коллекциях Sela представлено порядка 1800 моделей. Сегодня сеть Sela насчитывает более 500 фирменных магазинов. Статус интернационального брэнда сегодня обеспечивают торговые офисы SELA в России, Украине, Эстонии, Казахстане, Китае и торговая сеть, открытая в 14 странах. По системе франчайзинга с корпорацией SELA работают уже более 200 партнеров. Для открытия бизнеса в Ингушетии необходимо было соблюсти следующие требования: торговая площадь магазина - от 200 м2; площадь подсобного помещения магазина - от 30 м2; требования к торговому центру: год постройки/реконструкции: не ранее 2000 года; характеристики района размещения: центральная улица, наличие крупных транспортных развязок - удобные транспортные связи с большинством городских районов. Стоимость первоначальной закупки товара - 350 $ на кв. метр. Открытие фирменного предприятия предполагает внесение на депозит за открытие $1000. Торговля товарами Sela™ осуществляется только при условии закупки ассортимента всех групп товаров, выпускаемых Sela™, и формируется специалистами Корпорации. Сезонная поставка товаров, сформированная на основании заказа партнеров, обеспечивается предоплатой в размере 10 %.. Предоплата позволяет партнеру зарезервировать для своего предприятия товары в ассортименте и количестве на стадии пошива коллекций. Партнер обязан оплачивать и закупать товары не реже 4 раз в месяц. Существует система поощрительных скидок. Представляется бонус на открытие предприятия фирменной торговли в виде бесплатной рекламной продукции в $ 500. В городе Назрань, фирменный магазин Sela открыт в 2006г. Это первый франчайзи в нашей республике. Концепция фирменного розничного предприятия, предполагает представление полного ассортимента марки Sela: женская, мужская, подростковая и детская одежда, единую концепцию мерчендайзинга, системы управления товародвижением, программы по стимулированию продаж и дисконтные продажи. Все правила, которые сформулированы во франчайзинговом договоре должны соблюдаться. Франчайзи могут вносить свои предложения, но они не могут менять их систему. Во франчайзинговом договоре, также входят условия, при открытии предприятия. И только при соблюдении всех этих условий, предприятие может считаться «франчайзи». После того как я задала директору франчайзи Sela, Бековой Радиме, интересующие меня вопросы, она подтвердила, что они соблюдают все правила, условия, которые сформулированы в договоре. Товары закупаются через Интернет с поставкой по договору, заключенному с транспортной кампанией. В наше время любой современный человек, а особенно молодежь, которая обладает своим индивидуальным стилем и хочет о нем заявить, стремится одеваться таким образом, чтобы эти качества подчеркнуть. И именно в магазине Sela по моему мнению, можно найти тот вид одежды, который абсолютно не похож ни на какой другой. Проблема в том, что многие родители и их дети, не знают о существовании франчайзи Sela. И из-за этого, к сожалению, наш фирменный магазин не входит в десятку лучших франчайзи Sela, по продажи товара. Исходя из этого очевидно, что персонал магазина не рекламируют свой товар. Яркие, красочные картины должны привлекать покупателей, каждый раз меняя плакаты на рекламных стендах, а также проводить рекламу на телевидении, в местных газетах. Преимущества для покупателей – это широкий выбор ассортимента, низкие цены и качественное обслуживание. К сожалению, как отмечает руководство торгового центра, из-за кризиса упали продажи. Но в целом, подтвердилось мое мнение о франчайзинге как о выгодном бизнесе, в том числе за счет легкости работы с солидной фирмой. Опыт франчайзинга немаловажен для развития бизнеса в Ингушетии. Следует использовать и другие виды франчайзинга, в частности, производственный. Мелкая фирма здесь не просто выступает под торговой маркой франчайзора и реализует его продукцию и услуги, но и включается в полный цикл хозяйственной деятельности крупной корпорации, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности. Примером производственного франчайзи могут быть: заводы по выпуску безалкогольных напитков, а также Fast Food, особенно для студентов. Это будет дополнительным развитием в экономике.
|