Пятница, 29.03.2024, 00:53
 
Ингушский Государственный Университет
Кафедра «Финансы и Кредит»
  
ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствуем Вас, Гость · RSS

Меню сайта
Категории раздела
Статьи студентов (2010 г.) [8]
Статьи студентов (2009 г.) [11]
Статьи студентов (2008 г.) [23]
Статьи 2011 [2]
ФиК-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » Статьи студентов (2010 г.)

Безработица: последствия и перспективы роста занятости
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения (рабочей силы) не занята в производственной сфере. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. Безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. Число безработных в каждый конкретный момент развития экономики зависит от темпов экономического роста и эффективности труда, от степени соответствия профессионально-квалификационной структуры работников существующему спросу, конкретной демографической ситуации, политики занятости, проводимой государством. Безработица – это одновременно и экономическая, и социальная проблема. Экономическая потому, что она представляет собой растраченные впустую ценные ресурсы. Социальный аспект связан с тем, что безработица приводит к депрессии оставшихся без работы людей, предпринимающих отчаянные попытки свести концы с концами. В период высокой безработицы экономические неурядицы выливаются в негативные эмоциональные всплески и нарушают стабильность семейно жизни и общества в целом. 1.Экономические последствия: Прежде всего, безработица означает экономические потери для общества, когда часть потенциального объема производства товаров и услуг теряется безвозвратно, производственные возможности экономики не реализуются полностью. Разницу между фактическим ВНП и потенциальным, в условиях роста безработицы увеличивается. В результате сокращения объема выпуска товаров, оказания услуг уменьшается потребность в рабочей силе, фирмы не только не берут на работу новых людей, а наоборот, увольняют тех, кто работает. (Например в Малгобеке, штат завода сократили почти вдвое). Высокий уровень безработицы оказывает на экономику почти такой же эффект, как если бы все товары и услуги, которые могли бы произвести трудоспособные рабочие были просто выброшены. В экономической теории исчисление потенциальных потерь производства товаров и услуг в результате вытеснения рабочей силы осуществляется на основе закона Оукена. Согласно закону Оукена, увеличение безработицы на 1% приводит к отставанию фактического ВВП от потенциального на 2,5%. 2.К социальным последствиям безработицы относятся:
  • полная или частичная потеря дохода;
  • снижение уровня жизни;
  • безработица болезненно отражается на физическом и моральном состоянии безработных людей; не реализуются способности, человек теряет квалификацию. У людей возникает чувство социальной неполноценности, которое нередко приводит к трагедиям;
  • безработица подталкивает незанятых работой людей на путь преступной деятельности;
  • рост безработицы разрушает социальную стабильность общества и др.                                                                                                                       
Указанные негативные аспекты проявления безработицы находят свое подтверждение в социально-экономическом положении РИ. В республике 51,3% населения – безработные. На сегодня в РИ около 133 тыс экономически активного населения, из них всего 55 тыс заняты в экономике, т.е. уровень занятости составляет около 30%. Среднемесячный доход на душу населения составляет 4284 руб, это самый низкий показатель по России. Учитывая то, что в РИ в экономике занято 55 тыс населения, ВРП составляет 17,3 млрд руб, а при задействии остальных 78 тыс экономически активного населения, этот показатель составит почти 42 млрд руб. А это значит, что вместо того чтобы тратить огромные средства на выдачу пособий по безработице, а в РИ около 50 тыс эконмически активного населения получают пособия, политика в сфере занятости должна быть направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки и повышения квалификации кадров, повышение жизненного уровня пенсионеров, малообеспеченных семей. Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных мер для сокращения безработицы. Практика использования данных мер, с помощью которых государство воздействует на уровень занятости и безработицы, можно разделяет их на активные и пассивные. К числу активных мер относятся прежде всего создание дополнительных рабочих мест посредством:
  •  стимулирования совокупного спроса за счет средств госбюджета;
  •  осуществления законодательных и финансовых мер государства, включающих:
- организацию системы образования и производственно-технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству самих предприятий;
- регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров;
- расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий;
- осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, оказанию услуг по ремонту и др.;
- создание рабочих мест для подросткового и молодежного труда;
- субсидии по занятости, организации своего дела;
- стимулирование самостоятельной занятости населения в сфере предпринимательства, малого бизнеса, фермерства.
 Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования и материальной помощи безработным: выплата пособий по безработице с учетом прежнего уровня заработка, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума...В РИ, сожалению, наблюдается пассивное воздействие на уровень занятости. Однако следует отметить, что правительство РИ принимает посильные меры по снижению безработицы.
Говорить о ее полной ликвидации, конечно, нереально. Даже страны с благополучной экономической ситуацией, такие как США, Канада, Япония, не могут полностью ликвидировать безработицу. По мнению представителей администрации главы республики, для молодого субъекта Федерации безработица в период становления является закономерным явлением, учитывая отсутствие сырьевого и бюджетообразующих производств. Сегодня малые предприятия обеспечивают постоянной работой 13,5% жителей республики. Также большое значение приобретают развитие фермерства и малого предпринимательства в отраслях АПК. Помимо этого сферы ЖКХ, бытового обслуживания населения и туризма обеспечивают работой сельских жителей. Также им помогают заработать народные промыслы. Для смягчения ситуации на рынке труда и сохранения мотивации к труду Департамент занятости населения Республики Ингушетия периодически организовывает общественные работы, временно трудоустраивает школьников из малообеспеченных семей. Временной работой обеспечиваются и граждане из категории социально слабозащищенных. Ежемесячно республиканские СМИ публикует списки вакантных рабочих мест. В начале текущего месяца в районных службах занятости имелось около 100 вакансий. Власти Ингушетии утвердили федеральную целевую программу "Социально- экономическое развитие Республики Ингушетия на 2009-2015 годы". Цель – снижение безработицы. В рамках этой программы предусмотрено построить 47 объектов социальной и производственной сфер. Строительство этих объектов позволит по мнению правительства к 2015 году снизить безработицу до 30-35%. Уже сейчас в бюджет заложены средства на развитие индивидуального предпринимательства, увеличено число крестьянско-фермерских хозяйств, и планируется организовать новые. Подводя итоги, скажу, что для увеличения занятости нам остро необходимо развитие трудоемких отраслей: приборостроение, электроника и т.д. Для этой цели хороши любые инвесторы, пусть даже со 100-%ным участием в уставном капитале. Наши преимущества – дешевая рабочая сила. Есть весьма интересные предложения в решении вопроса трудоустройства избыточной рабочей силы РИ. Создать инкубационные бизнес-центры по повышению квалификации строительных рабочих, например; рабочих технических специальностей и т.д. Формировать из них мобильные профессиональный рабочие бригады и вахтовым методом подряжаться на работы за пределами РИ. Известно, что везде по РФ требуется квалифицированная рабочая сила. Кстати, в определенный период заявлялось о наличии таких центров в РИ. Этот опыт следует возродить и расширить с привлечением федеральных средств, заявленных для выделения из бюджета на трудоустройство высвобождающихся в условиях рецессии работников. Региональным органам власти следует проводить постоянный мониторинг рынка трудовых ресурсов за пределами РИ и в оперативном режиме налаживать связи с другими регионами по предоставлению рабочей силы.
Категория: Статьи студентов (2010 г.) | Добавил: Магомед (17.10.2010)
Просмотров: 1360 | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2024
Форма входа
Поиск
Полезные ссылки
  • База рефератов
  • Минфин России
  • Электронная библиотека
  • Гарант-онлайн
  • Сайт ИнгГУ