Воскресенье, 27.09.2020, 07:59
 
Ингушский Государственный Университет
Кафедра «Финансы и Кредит»
  
ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствуем Вас, Гость · RSS

Меню сайта
Категории раздела
Статьи студентов (2010 г.) [8]
Статьи студентов (2009 г.) [11]
Статьи студентов (2008 г.) [23]
Статьи 2011 [2]
ФиК-чат
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » Статьи студентов (2008 г.)

Условия повышения инвестиционной активности в Республике Ингушетия
По мнению ряда экспертов именно отсутствие перспектив долгосрочного инвестирования, предполагающего государственные программы стимулирования вложений в модернизацию основных средств, не позволяет экономики России достичь стабильного роста. Эта проблема усугубляется еще и тем, что экономика переходного этапа характеризуется неустойчивыми макроэкономическими параметрами функционирования и развития, негативными ожиданиями населения и весьма высоким риском для инвесторов. Необходимым шагом, способствующим оживлению инвестиционного сектора, должно стать возрастание роли государства. Основной причиной низкой инвестиционной активности в Российской экономике является перманентное сокращение потребления. Реальный, платежеспособный спрос населения, государства и иных потребителей на продукцию отечественных предприятии определяет их позиции, возможности развития, и кап следствие, уровень инвестиции, в которой весьма неоднороден по территории страны. Проблему отсутствия инвестиционной привлекательности особенно остро стоит в регионе и в частности в РИ. Одним из отрицательных моментов эволюции инвестиционной сферы РИ в годы Российских реформ является деформация структуры источников финансирования. В течение последних десяти лет доминирующую роль в финансовом обеспечении инвестиционной деятельности РИ стабильно играют бюджетные средства. Начиная с 2005 года их удельный вес в объёме инвестиции не опускается ниже 50%, колеблясь от 50-74%. При этом в 2006-2007 гг. доля бюджетных инвестиции увеличилось примерно на 25%, в основном за счет возрастания средств федерального бюджета (на 13,7%). Удельный вес инвестиций, осуществляемых из бюджета республики и местных органов в 2007 г. по сравнению с 2006 г уменьшился в 2,7 раза. При этом характерно, что инвестиции из федерального бюджета преимущественно используются не на развитие производства, а на сооружение и реконструкцию объектов социальной сферы, реализацию конверсионных программ и проектов, поддержку предприятий сферы жизнеобеспечения и др. Как видно из таблицы 1, в 2001-2007 годах доля инвестиционных средств из федерального бюджета была существенно выше, чем средств из бюджета республики и местных органов, колеблясь от соотношения 6,5:1 в 2007 году до соотношения 1,3:1, причем доля бюджетных средств в финансировании инвестиций в основной капитал в Республике Ингушетия в 2006 году была в 5 раз больше, чем в среднем по Северо- Кавказскому району.
Таблица 1
Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в Республике Ингушетия в 2001-2007 годах (в % к итогу)
На фоне гипертрофированного преобладания бюджетных средств происходит стойкое снижение удельного веса собственных средств и предприятий, направляемых на финансирование инвестиций. Это свидетельствует либо о том, что предприятия Республики Ингушетия не располагают достаточными средствами для осуществления инвестиционной деятельности, либо об отсутствии в республики реальных механизмов, стимулирующих предприятия использовать собственные средства в целях научно-инновационного развития. Необходимо отметить, что бюджетное инвестирование имеет в республике весьма низкую эффективность, что обусловлено, прежде всего, отсутствием обоснованных приоритетов инвестиционной деятельности. В итоге структура распределения инвестиции многие годы продолжает оставаться нерациональной. В принципиальном аспекте кардинальное изменение ситуации в инвестиционной сфере республики, преодоление кризисных явлений за счет бюджетных средств представляется весьма проблематичным и Малореальным. Это обусловлено рядом причин, и, прежде всего, Крайней ограниченностью средств бюджета республики и местных органов, высоким уровнем зависимости от федеральных источников финансирования, а также необходимостью финансовой политики низкорентабельных и малопривлекательных для коммерческого инвестирования систем жизнеобеспечения и социальных проектов. Это подтверждает и структура расходов бюджета Республики Ингушетия (табл. 2), в котором затраты на социально-культурные мероприятия составляли в 2007 году более половины всех расходов, а на базовые отрасли экономики приходилось около 15% всех расходов бюджета. Низкая эффективность бюджетных инвестиций предопределяется также слабостью системы контроля использования инвестиционных ресурсов, а также распространившейся на предприятиях практикой нецелевого их использования (перемещение из производственной сферы на финансовые рынки и в сферу потребления).
Таблица 2
Структура расходов бюджета Республики Ингушетия в 2005- 2007годах
Падение рентабельности производства в годы реформ усугубило тенденцию к снижению роли прибыли в качестве источника финансирования инвестиционной деятельности. Не является cекретом и практика занижения многими предприятиями своей прибыли в целях уменьшения налогообложения, хотя это и ограничивает финансовую базу для капитальных вложений в развитие производства и выплаты дивидендов. Между тем, в стратегическим аспекте, предприятиям выгоднее не занижать прибыль, а направлять ее прирост на капитальные вложения в развитие производства. Это позволяет сохранить практически неизменными суммарные выплаты по налогу на прибыль в результате применения существующих льгот по нему в части, направляемой на развитие производства. Позитивной динамике капитальных вложений промышленных предприятий не способствует также и структура формирования прибыли. Дело в том, что львиная доля прибыли формируется и накапливается у тех юридических лиц, которые заняты не производством, а торговлей. При этом она используется преимущественным, образом на цели, не связанные с развитием реального сектора экономики. Препятствует формированию предприятиями республики средств для финансирования капитальных вложений использование бартерных форм расчетов. Бартер, дающий возможность работать при отсутствии средств на оплату сырья и материалов, ведет к задержкам выплаты заработной платы, платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, замедлению прироста оборотных средств и капитальных вложений. Между тем, дефицитность инвестиционных ресурсов вынуждает предприятия при разработке программ модернизации и обновления основных производственных фондов, освоения современной техники и технологий рассчитывать главным образом на собственные средства и возможности . Однако, как свидетельствует статистика, этот источник, включая амортизационные отчисления и чистую прибыль, слишком маломощен и не способен дать реальный импульс развитию производства. Кроме того, низкий уровень покупательной способности населения республики, неразвитость современных маркетинговых коммуникаций (в том числе межрегиональных и международных) не стимулирует развитие реального сектора: региональной экономики и тем самым препятствуют предпосылок активизации инвестиционной деятельности предприятий-производителей. Можно однако предположить, что наметившаяся в республике в постдефолтный период тенденция роста объемов промышленного производства, прогрессивные инновации в системе налогообложения послужат основой улучшения финансового состояния предприятий и положительно скажутся на формировании главных источников инвестирования - прибыли и амортизационных отчислений. Фактическая стагнация в инвестиционной сфере республики обусловливается также крайней ограниченностью заемных средств, как источника инвестиций в реальный капитал. При этом в Республике Ингушетия, как и в других республиках Юга России, ограниченность рынка заемных средств обусловлена, на наш взгляд, прежде всего слабой развитостью инвестиционной инфраструктуры. Самым распространенным источником заемных средств являются банковские кредиты. Однако их доля в структуре инвестиций в реальный сектор не превышает в целом по стране-3%, составляя в Республике Ингушетия менее 0,5%. Оценивая результаты реализации государственной инвестиционной программы необходимо отметить: улучшение инвестиционного климата РИ, в целях привлечения внебюджетных источников финансирования, требует принятия дополнительных нормативно-правовых актов по стимулированию частной инвестиционной деятельности. Приоритетными направлениями следует считать отрасли, обеспечивающие создание и доступность общественных благ большинству населения республики: образование, здравоохранение, жилищное строительство, промышленность, субъекты естественных монополий. Значительный объём средств необходимо направить на строительство объектов промышленности. В рамках этой программы на территории РИ реализованы 11 инвестиционных проектов. В Джейрахском районе РИ на базе Боснийского месторождения доломитовых руд создано ГУЛ «Кавдоломит». 2007 году в рамках программного проекта «Развития ГУЛ «Кавдоломит» осуществлялось строительство Гарбанинского завода по производству доломитовой муки. Построен кирпичный завод «Гиперпресс» в Сунженском районе, в с. Зязиков-юрт построена школа на 540 мест. По данным Министерства экономики необходимый объём средств на реализацию данных проектов" составляет 4945,2 млн. руб., в том числе федеральный бюджет - З37418.млн.руб., республиканский бюджет - 1358,4 млн. руб., внебюджетные средства - 212,0 млн. руб. Средства распределены по отраслям следующим образом:
- промышленность -1186,6 млн. руб.
- социальная сфера - 2266,1 млн. руб.
- коммунальная и инженерная инфраструктура - 1135,9 млн. руб.;
-агропромышленный комплекс - 356,6 млн. руб.
 Реализация программных мероприятий будет способствовать формированию такой модели экономики РИ, которая обладала бы долгосрочным потенциалом динамичного роста, способствовала сокращению существующей в региональном развитии диспропорции и выхода Ингушетии на качественно новый уровень развития, характеризующийся устойчивостью экономики.
Категория: Статьи студентов (2008 г.) | Добавил: Магомед (17.10.2010)
Просмотров: 723 | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2020
Форма входа
Поиск
Полезные ссылки
  • База рефератов
  • Минфин России
  • Электронная библиотека
  • Гарант-онлайн
  • Сайт ИнгГУ