Воскресенье, 27.09.2020, 07:58
 
Ингушский Государственный Университет
Кафедра «Финансы и Кредит»
  
ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствуем Вас, Гость · RSS

Меню сайта
Категории раздела
Статьи студентов (2010 г.) [8]
Статьи студентов (2009 г.) [11]
Статьи студентов (2008 г.) [23]
Статьи 2011 [2]
ФиК-чат
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » Статьи студентов (2008 г.)

Потенциал роста доходов бюджета в условиях меняющейся мировой конъюнктуры цен на энергоносители
Расширение функций государства сопровождается тем, что масштабы государственных расходов увеличиваются темпами, значительно превышающими темпы роста ВНП. Бюджетные расходы идут на такие основные статьи, как: содержание вооружённых сил и государственного аппарата; финансирование социальной инфраструктуры (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука и пр.); финансирование хозяйства; выплата процентов по государственному долгу. Соотношение между этими глобальными категориями определяется многими факторами: социальной и экономической структурой в конкретной стране, долей государственного сектора, историческими и политическими традициями, общей стратегией регулирования экономики. Значительный удельный вес продолжают занимать военные расходы. Рассматривая военные расходы, необходимо учитывать не только прямые, но и косвенные затраты, к числу которых относятся выплаты процентов по военным долгам, пенсии и пособия инвалидам войны, ветеранам и т. д. В целом структуру федерального бюджета последних лет нельзя назвать социально ориентированной. Так, например наибольшую долю составляют расходы на содержание госаппарата, оборону и МВД и лишь 10% на социальные нужды. Конечно же, главным источником покрытия большинства государственных расходов являются налоги. Дефицит бюджета и величина государственного долга – это важнейшие показатели состояния экономики, поэтому данной проблеме традиционно уделяется большое внимание. Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов. Несбалансированность бюджета означает количественное неравенство между доходами и расходами бюджета. Дефицит бюджета – это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Причин бюджетного дефицита может быть много:
- спад общественного производства;
- рост предельных издержек общественного производства;
- массовый выпуск «пустых» денег;
- значительные социальные программы;
- возросшие затраты на финансирование ВПК;
- крупномасштабный оборот «теневого» капитала;
- огромные непроизводственные расходы, прописки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока неподдающееся общественному учету.
 Бюджетный дефицит, несомненно, относится так называемым «негативным экономическим категориям» типа инфляции, кризиса, безработицы, которые являются, однако, неотъемлемыми элементами экономической системы. Следует заметить, что бездефицитность бюджета еще не означает «здоровья» экономики. Надо четко представлять, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражают дефицит бюджета. В частности, профицитный, вот уже на протяжении 5-6 последних лет, бюджет РФ вовсе не характеризует положительную динамику развития экономики и общества в целом, и не секрет, что профицит вызван лишь удачной конъюнктурой цен на энергоносители. С этих позиций, в связи с изменившейся ситуацией на мировом рынке, когда баррель нефти стоит меньше 70 долларов, заложенных в бюджете РФ на очередной год, вполне уместны опасения снижения поступлений в бюджет из традиционных источников. Есть основания к прогнозированию дефицита бюджета, по подсчетам аналитиков, через максимум полгода. Положение усугубляется массовыми выбросами правительством денежных средств на внутренний рынок из накопленных резервов (в том числе Стабфонда). Существует несколько традиционных способов покрытия бюджетного дефицита - это государственные займы и ужесточение налогообложения. Но есть и третий способ, предусматривающий увеличение денежной массы в обращении, - это собственное производство денег, чреватой инфляцией. При добросовестной работе фискальных органов и проведении политики экономического роста в ходе исполнения федерального бюджета могут быть получены значительные дополнительные доходы. Они возможны, Во-первых, в результате проведения мер по пресечению нелегального вывоза капитала возможно увеличение поступления иностранной валюты, что приведет к существенному росту импорта. Соответственно возрастут поступления НДС по ввозимым товарам и ввозных пошлин. Поступление этих налогов увеличится при погашении нерезидентами импортных авансов, предоставленных им российскими предприятиями. Во-вторых, существуют резервы, связанные с назревшей необходимостью ликвидации необоснованного снижения таможенных платежей при ввозе товаров физическими лицами, а также при импорте из стран СНГ, не входящих в Таможенный союз. В-третьих, дополнительные налоговые поступления возникнут в связи с погашением недоимок предприятиями, улучшившими свое финансовое положение после репатриации экспортной выручки и погашения предоставленных ими импортных авансов и кредитов. Точно оценить величину дополнительных налоговых поступлений от внешней торговли невозможно, ибо их получение предполагает реализацию конкретных мер по укреплению налогового, таможенного и валютного контроля. Однако уже в грядущем году их величина может составить сотни миллиардов рублей. Общий потенциал увеличения доходов федерального бюджета сверх планируемой федеральным правительством величины на основе мобилизации всех указанных источников — не менее триллиона рублей. Необходимо определить структуру и порядок расходования дополнительных доходов федерального бюджета, не допуская их накопления на бюджетных счетах (что в условиях повышенной по сравнению с прогнозом инфляцией вело бы к сокращению реальных бюджетных расходов и конечного спроса, тормозя тем самым экономический рост). Распределение дополнительных доходов необходимо осуществлять ежеквартально, а не в конце года, выделив в качестве приоритетов: 1) восстановление вкладов населения в Сбербанке России; 2) повышение заработной платы работникам бюджетных отраслей; 3) погашение задолженности перед поставщиками продукции для госнужд; 4) инвестирование в развитие экономики, включая создание лизинговых компаний для приобретения транспортных средств и сельскохозяйственной техники отечественного производства; 5) финансирование экспорта высокотехнологичной продукции; 6) финансовую поддержку модернизации жилищно-коммунального хозяйства; 7) досрочное погашение наиболее дорогих в обслуживании облигаций госдолга. Таким образом, альтернатива правительственной бюджетной политике и необходима, и имеется. Выбор между двумя направлениями — это выбор между политикой экономического роста и социального развития России, с одной стороны, и политикой, ведущей нас в тупик тотальной социально-экономической деградации, — с другой.
Категория: Статьи студентов (2008 г.) | Добавил: Магомед (17.10.2010)
Просмотров: 589 | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2020
Форма входа
Поиск
Полезные ссылки
  • База рефератов
  • Минфин России
  • Электронная библиотека
  • Гарант-онлайн
  • Сайт ИнгГУ