К концептуальным положениям Ислама, соблюдение которых обязательно для мусульман, вовлеченных в любые отрасли экономических занятий, относится строжайшее запрещение «риба», или ссудного процента, которое трактуется в исламе как абсолютно неприемлемый род деятельности, противоречащий всей своей сущностью идее социальной нравственной справедливости. Другой постулат, определяющий содержание любой производительной деятельности в исламе, неразрывно связан с необходимостью проведения благотворительных действий, наиболее общим выражением которых является выплата и сбор закята-налога в пользу бедных и неимущих. В исламских банках существенная доля их работы связана с операциями по учету закята, распределением полученных по нему сумм, обращением прибыли от него в пользу соответствующих категорий населения, содержание учреждений воспомоществования и т.п. Весьма важный момент также регламентирующий допустимые пределы деятельности для исламских банков связан с необходимостью соблюдения запрета на ведение операций, которые могут расцениваться как противоречащие интересам, здоровью граждан или ущемляющие их достоинства. Эти требования – краеугольный камень, образующий базис работы исламских банков, они обладают равной силой и значимостью. Сегодня исламские банки проводят все традиционные банковские операции-депозитные, кредитные, аккредитивные, вексельные и др., а также инвестируют средства в промышленность и сельское хозяйство, кредитуют торговлю, сферу услуг, финансируют социальные проекты. Главный принцип работы исламских банков – проведение всех операций без включения в них процентной ставки. Вместо выдачи предпринимателю платной ссуды банк может инвестировать средства в его проект в обмен на участие в прибыли. Вкладчик же получает свой доход также не в виде процента, а через участие в прибыли банка. Как правило, в банках существуют специальные советы, которые проверяют операции на предмет соответствия нормам шариата. Исламский банк имеет три основных разрешенных источника прибыли. Первый источник – три основные категории операций, проводимых исламских банками, все они предполагают беспроцентные и не спекулятивные схемы. Мушарака. Равное партнерство, предполагающее совместное выполнение проекта силами банка и предпринимателя. При этом партнеры делят между собой прибыли и убытки пропорционально размеру первоначально вложенного в дело капитала, при согласовании всех соответствующих сроков и условий. Соглашение о партнерстве разрабатывают и подписывают все заинтересованные стороны. Оно включает такие позиции, как вид бизнеса или торговли; сроки и условия выполнения; график распределения прибылей и убытков (например, ежеквартально, раз в полгода и т.д.);доля прибыли(или нисбах), положения каждому партнеру; льготы и ответственность сторон. Важно отметить, что конкретную сумму прибыли ни для кого из партнеров заранее не устанавливают. Для банковского дела наиболее характерно договорное партнерство (мушарака акид), где стороны организуют отношения на основании упомянутых выше договорных обязательств. Здесь, в свою очередь, существуют две подкатегории – равное партнерство (мушарака муфауадах) и коммерческое партнерство(мушарака аинан). При равном партнерстве обе стороны пользуются одинаковыми правами и привилегиями несут одинаковую ответственность по прибылям и убыткам, инвестициям, правам собственности, посредническим услугам и поручительству. Такой вид партнерства основан на взаимном согласии сторон при обязательных взаимных консультациях и согласованиях по .Такой вид партнерства основан на взаимном согласии сторон при обязательных взаимных консультациях и согласованиях по всем проводимым операциям. Эти же условия действуют и в случае участия любого количества партнеров. Коммерческое партнерство не предполагает равного участия. Здесь стороны выполняют конкретные деловые задачи. Они могут инвестировать различные суммы, а прибыли и убытки распределяются пропорционально инвестициям. Мудараба. Особое партнерство на доверительных началах. Суть этого механизма заключается в том, что одна сторона(вкладчик)предоставляет капитал, а другая (управляющий, или оператор) инвестирует его в предпринимательское дело. Мудараба – более справедливая и эффективная сделка с точки зрения использования денежных средств. Ее справедливость очевидна, а эффективность определяется тем, что все участники сделки имеют дело с реальными, а не с искусственными, т.е. процентными деньгами. Мурабаха. Кредитное партнерство для финансирования торговых операций. Это самый популярный способ финансирования. Его популярность связана с краткосрочностью данного вида операций, правом требовать обеспечения обязательств клиента, высокой степенью вероятности получения прибыли, ее сравнимостью со среднерыночной процентной ставкой как ориентиром для определения финансовой эффективности банка. В отличие от мударабах и мушараках, где стороны согласовывают коэффициент участия в прибыли, в мурабаха и прочих торговых или кредитных контрактах предметом торга между сторонами является вопрос о цене. Второй источник прибыли для исламских банков аналогичен используемому в западном банковском деле, это операции на финансовых рынках, прежде всего с ценными бумагами. Ограничение налагает еще один постулат-азарт в исламе не допускается. Поэтому спекулятивная торговля ценными бумагами не практикуется. Банки должны приобретать акции для сохранения и преумножения своих активов. Еще одной разрешенной операцией являются сделки покупки-продажи иностранных валют. Третий источник прибыли, доля которого самая большая, это комиссионные операции. Конечно, и западные, и российские финансовые институты взимают комиссии за свои услуги, но нигде этот вид дохода так не популярен, как в исламских банках. Исламские финансы обладают инструментарием, работающим на всех уровнях экономики. Таким образом, спрос на исламские финансовые продукты вы России включает в себя:
· Рынок розничного кредитования: - по группе лиц – спрос на беспроцентные кредиты среди последователей Ислама в России - по территории-спрос на беспроцентные кредиты в исламских регионах России - в общем – заинтересованность заемщиков независимо от конфессиональной принадлежности в получении беспроцентных кредитов.
· Финансирование юридических лиц на принципах долевого участия · Рефинансирование имеющихся активов российских компаний
· Сукук может быть использован как для рефинансировании имеющихся активов, так и для фондирования бизнеса компании(в случае, если компания обладает активами, которые можно передать в обеспечение).
С точки зрения соответствия принципам шариата российские активы можно разделить на три группы: - Явно не соответствующие (например, все виды процентных кредитов) - Переходный тип (например, платежи по договорам факторинга) - Скорее соответствующие(например, акции большинства российских компаний, жилищные облигации. облигации с имущественным предоставлением, платежи по длящимся договорам поставки, арендные платежи и т.д.) Проблема рефинансирования российских активов состоит в том, что большинство их носит процентный характер. С этих позиций очевидна необходимость адаптации исламского опыта в российской практике в условиях финансового кризиса, основную причину которого видят именно в процентном характере западного финансового рынка: на прошедшем в Мельбурне семинаре, посвященном исламскому банкингу, подчеркивалось, что банки, работающие в соответствии с принципами Шариата, в основном сумели избежать потерь в связи с экономическим кризисом. Таким образом, в условиях глобализации финансового рынка и разрастающегося мирового финансового кризиса с особой очевидностью встает вопрос смены ориентиров со спекулятивного характера финансов, основанных на проценте, на приоритетность материального производства и обслуживания его финансами.
|