Теория экономической политики объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставляемому самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях: несостоятельность конкуренции; внешние эффекты; неполные рынки; безработица, инфляция, экономическое неравновесие; неравномерное распределение доходов. Как видно, по мере развития рыночного хозяйства возникают и обостряются экономические и социальные проблемы, которые не могут быть решены автоматически на базе частной собственности. Возможности рынка не безграничны. Он не в состоянии гарантировать решение всех социальных и экономических проблем современного общества, поэтому в тех областях, где свободный рынок не может дать результата, необходимо экономическое вмешательство государства. В характере и направлениях научных исследований в области государственное регулирование экономики за последние десятилетия произошли существенные изменения. Если в начале 50-х годов обсуждался вопрос «Регулировать или не регулировать экономику?», то сейчас он звучит по другому: «Какова должна быть степень этого регулирования? С какими целями, в каких направлениях и какими средствами надо регулировать?» Главными целями государственное регулирование экономики являются формирование наиболее благоприятных условий для поддержания экономического развития и общественной стабильности, В качестве объектов выступают сферы, где возникли или могут возникнуть трудности, не разрешаемые автоматически. В числе основных объектов государственное регулирование экономики можно назвать: экономический цикл; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; цены; условия конкуренции; социальные отношения, социальное обеспечение; окружающая среда; внешнеэкономические связи. Поскольку рынок представляет собой во многом самонастраивающуюся систему, влиять на него можно в основном лишь косвенными методами. Однако в целом ряде случаев применение административных методов абсолютно необходимо. Посредством регулирования реализуются экономические функции государства. Их можно классифицировать, выделив два основных направления. Первое — обеспечение сохранности рыночного механизма, условий его нормальной работы. Второе направление - решение экологических и социальных проблем, перед которыми рыночный механизм обнаруживает либо свою несостоятельность, либо недостаточную эффективность. Просматривается по крайней мере шесть областей, где административные приемы достаточно эффективны: первая область - настоятельно необходим прямой государственный контроль над монопольными рынками; вторая область - побочные эффекты рыночных процессов; третья область - разработка различных стандартов экономической деятельности и контроль за их соблюдением; четвертая область- определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения; пятая область - защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей; шестая и последняя область - администрирование в отношении предприятий государственного сектора. Административные методы не мешают повышению эффективности производства и благосостояния населения. Мировая практика свидетельствует о том , что администрирование опасно не само по себе. Оно наносит ущерб лишь тогда, когда не имеет экономического обоснования. В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов. С этих позиций, очертив область административного воздействия государства на экономику и приоритетность косвенного инструментария, мне представляется обоснованность следующих основных направлений государственного регулирования экономики России:
- непосредственное государственное управление рядом отраслей;
- налоговое регулирование;
- денежно-кредитное регулирование;
- ценовое регулирование;
- бюджетное регулирование;
- социальное регулирование;
- регулирование условий труда;
- государственное антимонопольное регулирование;
-государственное регулирование охраны и восстановление окружающей среды;
- государственное внешнеэкономическое регулирование.
Таковыми являются, на наш взгляд, приоритетные направления государственного регулирования экономики России, эффективность которого возможна только в тесном контакте с частным бизнесом. Однако, как показывает исторический опыт и специфика России, инициатива в реализации социально-экономических проектов остается за государственными органами. Поэтому очень важно удержаться от прямого администрирования и оставить приоритет за косвенными инструментами управления рыночной экономикой.
|