Адаптация германского опыта налогообложения в России
Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Адам Смит сформировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики: 1. Поданные государству должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства 2. Налог, который обязуется уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа) 3. Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его. 4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства. Переходя к проблеме налогов в Российской Федерации, необходимо отметить, что все четыре принципа находят у нас слабое отражение. Перестройка экономики привела к резкому спаду производства, росту инфляции, появлению большого числа безработных, существенному сокращению государственного сектора. Предстоит преодолевать эти негативные явления. В настоящее время практически всеми признается, что эффективная реформа в налоговой политике и системе налоговых органов в стране - ключевой фактор успеха в деле окончательного перевода экономики на рыночные рельсы. Проблема налогов - одна из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы. Естественно, что идеальную налоговую систему можно создать только на серьезной теоретической основе, учитывающей специфику экономических отношений в обществе, созданный научный и производственный потенциал. Налоговая система должна органически влиять на укрепление рыночных начал хозяйства, способствовать развитию предпринимательству и в тоже время препятствовать падению уровня жизни низкооплачиваемых слоев населения. Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развития хозяйства, определение приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходима, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Нестабильность наших налогов, постоянно пересмотр ставок, количество налогов, льгот и т.д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно препятствуя инвестициям как отечественным так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения. На сегодняшний день существует огромный, причем теоретический обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Разумеется, первостепенное внимание необходимо уделять специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства. Полезным для Российской Федерации может оказаться опыт реформирования .налоговой системы Германии. Как федеративное государство оно "прошло различные стадии политического и -экономического устройства, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами, и выросла в экономически мощное рыночное государство с выраженной социальной ориентацией. Налоги в ФРГ рассматриваются правительством как главное средство воздействия государства на развитие экономики; они обеспечивают около.89% бюджетных доходов. В России также около . 80% бюджетных доходов обеспечивают налоги. Сходством является и то, что деятельностью налоговых институтов в ФРГ занимаются специальные институты и ведомства, оценивающие уровень ожидаемых налоговых поступлений, а Министерство финансов ФРГ составляет пятилетие проекты доходов и расходов страны и осуществляет налоговую политик). Многие федеральные земли Германии не одно столетие были самостоятельными государствами. Отсюда была постоянная необходимость поиска оптимальных взаимоотношений вертикальных и горизонтальных ветвей власти. В любой стране с федеративными устройствами в той числе и в России центральной проблемой является разграничение полномочий центральной власти и субъектов федерации. Этот вопрос в Германии тоже решен. Так, в результате крупнейшей налоговой реформы в декабре 1919 года был ликвидирован финансовый суверенитет земель. Право получать налоги и управлять ими осталось исключительно за государством. Налоговая система стала централизованной. В отличие от России в Германии применяется как вертикальное, так и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитыми землям. Это явилось итогом многолетнего развития налоговой системы. Организация налогообложения в Германии основывается на следующих принципах: 1. Налоги должны быть по возможности минимальными; 2. При налогообложении того или иного объекта должны учитываться экономическая целесообразность взимания налога; 3. Налоги не должны препятствовать конкуренции; 4. Налоги должны соответствовать структурной политике; 5. Система налогообложения должна строиться на уважении частной жизни налогоплательщика, соблюдении коммерческой тайны: 6. В системе должно быть исключено двойное налогообложение; 7. Налоги должны обеспечивать справедливое распределение доходов в обществе; 8. Величина налогов должна находиться в соответствии с размером, оказываемых государством услуг. Я думаю, что организация налогообложения в России должна максимально соответствовать этим принципам. Законодательной базой налогообложения в Германии служит основной и всеобъемлющий закон, в котором определены не только общие условия и процессуальные принципы налогообложения, но и виды налогов, а также распределение налоговых поступлений между федерацией, землями и общинами. В России тоже был принят единый налоговый закон -Налоговый кодекс. Но он далек от совершенства. Например, большая часть местных налогов была перетянута в федеральный бюджет. Подводя итог всему вышесказанному, считаю необходимым отметить, что налоговая система России и Германии имеют много схожего и несмотря на некоторые различия, продиктованные особенностями исторического развития, система налогообложения Германии "должна представлять значительный интерес для российских законодателей в связи с реформированием налоговой системы России. Я думаю, что детальное изучение налоговой системы Германии может дать ощутимые положительные сдвиги в деле совершенствования налоговой системы России.