Пятница, 29.03.2024, 18:20
 
Ингушский Государственный Университет
Кафедра «Финансы и Кредит»
  
ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствуем Вас, Гость · RSS

Меню сайта
Категории раздела
Статьи студентов (2010 г.) [8]
Статьи студентов (2009 г.) [11]
Статьи студентов (2008 г.) [23]
Статьи 2011 [2]
ФиК-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » Статьи 2011

Основные положения социально-экономического развития РИ на современном этапе

Современная ситуация в экономике и изменение мировой конъюнктуры цен на энергоносители позволяют делать выводы о сокращении доходов в бюджет в ближайшей перспективе, а значит, и сокращении бюджетных трансфертов в регионы, в частности,  в РИ. О продолжительности кризиса  спорят многие аналитики, но все сходятся в одном – это процесс не краткосрочный, и мы наблюдаем лишь его начало. К этой ситуации можно относиться двояко. С одной стороны – стенания по поводу отсутствия «халявных» денег, с другой – мы, наконец, расставим правильные акценты в экономике: с ресурсов на основной актив – люди, предпринимательство.

Мы предлагаем следующие реально работающие действия, выработанные мировой практикой, в условиях сокращения поступлений в бюджет (не секрет, что более 90% доходов бюджета РИ – федеральные трансферты). Еще раз отметим, что основной наш приоритет и единственный фактор выхода из таких ситуаций – это люди.

Что мы имеем в активе?

1)    Определенные рыночные познания населения (в отличие от аналогичной ситуации конца 80-х)

2)    Элементы самоорганизации народа, определяемые традициями, которые следует использовать и поощрять.

Что в пассиве?

1)    Зависимость от федерального центра (экономическая, политическая и т.д.)

2)    Выработанная привычка иждивенчества (различные пособия, получаемые всеми правдами и неправдами).

С учетом этих моментов мы предлагаем следующую концепцию.

Основное условие – открытость, ясность, максимальная простота действий.

Цель – повышение благосостояния народа – корень всех социальных проблем.

Средства: предполагают  поиск новых источников дохода бюджета, разумный секвестр расходной части активизация кредитно-финансовой системы и постоянная работа с населением.

1)    Источники увеличения дохода бюджета:

Преодоление коррупции (дополнительные неучтенные источники)

Разработка проектов для освоения федеральных бюджетных средств

Грамотная приватизация (с долевым участием органов власти)

Налоговые поступления за счет создания новых центров бизнеса

Налоговые поступления не следует расценивать как всегда имеющийся в распоряжении рычаг повышения доходов. В предлагаемой модели налоги будут отчасти снижены для стимулирования бизнеса.

 2). Сокращение расходов бюджета

Оптимальная социальная политика – перенацелить с иждивенчества на приобщение к оплачиваемому труду.

3). Самоорганизация населения

     4).  Кредитно-финансовая система РИ

Подробнее:

1)    Источники увеличения дохода бюджета:

Работа с коррупцией как дополнительный источник поступления доходов.

Есть два эшелона коррумпированного элемента: верхнее чиновничество и чиновники среднего и нижнего звена. Первые – начало коррупционной схемы, вторые – компенсируют низкую зарплату.

Схема  действий: роспуск старых кадров – открытый конкурс на замещение вакантных должностей – достойная зарплата (в 15 раз выше размера прожиточного минимума, при отсутствии всяких дополнительных льгот – служебный транспорт и т.д.) – контроль отделом внутреннего расследования.

Начинать нужно с ведомства, непосредственно занимающегося правопорядком – МВД (разрушить все коррупционные связи, уволив старые кадры; провести конкурсный отбор молодых, не затронутых коррупционным мышлением – мировой опыт).

При подтверждении судом фактов коррупции виновнику дается возможность в обмен на условное наказание вернуть незаконно полученные средства в бюджет (контрибуционный налог).

Бескомпромиссная методичная работа с коррупцией позволит выявить дополнительные финансовые ресурсы, обходящие бюджет, и задействовать их в общественном процессе (по статистике теневые финансовые потоки в стране сопоставимы с размером бюджета). Здесь возникает проблема, указанная выше в наших пассивах, системный риск – известная практика финансовых откатов. Поэтому необходимо различать начало коррупционных схем и работать только с теми, которые возникают после поступления средств в республику.

Освоение федеральных бюджетных средств

Нужно помнить, что для бюджетного выравнивания в федеральном бюджете закладываются средства по развитию дотационных регионов, в связи с этим региональные органы власти должны отслеживать информацию и разрабатывать проекты  освоения бюджетных средств: например, в рамках проекта «Доступное жилье» - разработка государственной системы страхования ипотечного кредитования, аналогичные схемы по нацпроекту поддержки сельского хозяйства (с привлечением научного потенциала ИнгГУ).  Весьма успешный в социальном аспекте проект по замещению ветхового жилья. У РИ есть все основания для предоставления федеральных средств в рамках проекта по оползневой зоне. Реализация социального проекта по трудоустройству высвобождающихся в условиях рецессии трудовых ресурсов предлагается ниже.

Приватизация. Цель – эффективное использование собственности.

Схема действий: ГУП – акционирование – субсидии – доля в прибыли и налоги.

Уже имеющиеся неработающие ГУПы (ДСК, конд. фабрика и т.д.) акционировать с сохранением  доли государства в уставных капиталах: выставить на открытые торги пакеты акций по номинальной стоимости (а не по рыночной, чтобы не провоцировать рост цен на готовую продукцию, на что, вероятно, пойдет частный бизнес для компенсации затрат на приобретение пакета акций. Персонал предприятия имеет приоритетное право на приобретение акций).  Далее региональные органы госвласти выделяют субсидии на развитие АО. Таким образом поддерживается  местное предпринимательство, реализуется экономический потенциал республики и сдерживаются цены на готовую продукцию АО. После того как предприятие начинает функционировать поступают налоги, а затем можно продать на открытом аукционе пакет акций государства уже по рыночной цене. В итоге рост поступлений в бюджет. Такой вариант приватизации наиболее оптимален в существующих условиях в отличие от полной модернизации ГУПов и продажи их на открытых торгах по максимальной цене, так как этому предшествует выделение крупных средств из бюджета. По указанной схеме можно приватизировать ЖКХ, дороги регионального назначения. (антикоррупционный контроль)

Налоговые поступления за счет стимулирования экономики

Предполагает стимулирование предпринимательства.

Крупный и средний бизнес:

Прежде создать привлекательный инвестиционный климат:

Во-первых, правовая защита и гарантия исполнительными органами власти в защите частного капитала

Во-вторых, льготное налогообложение для инвесткапитала, снижение налога на прибыль до 4-х пунктов из федеральной части (возможно и до 5 по региональной части) как было заявлено председатель правительства РФ на съезде.

В-третьих, регистрация бизнеса максимально упрощена – постановка на учет в налоговом органе и выдача лицензии – 2 рабочих дня максимум. При этом вознаграждения налоговым агентам за количество открытых предпринимательских точек на курируемой территории. (перенацелить деятельность налоговиков с надзирательно-карательной функции на консультационную; с это же целью освободить бизнес на первые три года от налоговых проверок – как сейчас заявлено в ФЗ «О защите прав предпринимателей»).

В-четвертых, использование схемы: госзаказ – открытый тендер – налоги. Через систему госзаказа создается спрос на товары, работы и услуги. В этом проявляется едва ли не самая важная функция органов власти в условиях кризиса рынка.  Открытость и прозрачность этого процесса – залог эффективного использования бюджетных средств.

Наряду с изложенными выше возможны различные варианты стимулирования бизнеса: строительного – проекты застройки заказываются госорганами и выставляются на открытые торги строительным организациям с правом дальнейшей продажи построенных объектов, но с определением максимальной прибыли (мировой опыт – до 30%). Совместное участие госорганов через долевое финансирование  в  организации социально-значимых объектов пищевой, легкой  промышленности.  Допускается все, что поощряет развитие легитимного бизнеса (антикоррупционный контроль).

Необходимо перевести акценты с добывающих отраслей на обрабатывающие. Мы здесь не рассматриваем нефтекомплекс РИ и потенциал его развития, так как эта информация настолько противоречива и засекречена, что лучше не возлагать особые надежды на «панацею» от всех бед, каковой нам представляется  нефть. Тем более, что в условиях падения цен на энергоносители следует бережно отнестись к природным ресурсам и сберечь их для эффективного собственника, которого мы воспитаем с помощью предлагаемой модели развития.

Нам остро необходимо развитие трудоемких отраслей: приборостроение, электроника и т.д. Для этой цели хороши любые инвесторы, пусть даже со 100-%ным участием в уставном капитале. Наши преимущества – дешевая рабочая сила. 

Есть весьма интересные предложения в решении вопроса трудоустройства избыточной рабочей силы РИ. Создать инкубационные бизнес-центры по повышению квалификации строительных рабочих, например; рабочих технических специальностей и т.д. Формировать из них мобильные профессиональный рабочие бригады и вахтовым методом подряжаться на работы за пределами РИ (по соцопросам ингуш готов работать вне дома в пределах 2-х месяцев). Известно, что  везде по РФ требуется квалифицированная рабочая сила. Кстати, в определенный период заявлялось о наличии таких центров в РИ. Этот опыт следует возродить и расширить с привлечением федеральных средств, заявленных для выделения из бюджета на трудоустройство высвобождающихся в условиях рецессии работников. Региональным органам власти следует проводить постоянный мониторинг рынка трудовых ресурсов за пределами РИ и в оперативном режиме налаживать связи с другими регионами по предоставлению рабочей силы.

Сельское хозяйство требует очень внимательного и осторожного подхода. Функционирующий аграрный сектор – это вопрос продовольственной безопасности региона. Понимая важность этого, все развитые страны датируют сельское хозяйство. Необходимы льготное налогообложение, кредиты с госучастием, организация правительственных закупок, замкнутый производственный цикл: переработка продукции в республике и доведение до местного потребителя. Это новые поступления в бюджет через налоги и сдерживание цен (антикоррупционный контроль).

Следует  использовать имеющиеся преимущества флоры и фауны РИ, например, весьма целесообразны предлагаемые  варианты: разведение форели, выращивание ореховых деревьев (грецкий орех), ареал распространения которого весьма ограничен. Это универсальный продукт для: мебельного производства, пищевой промышленности, медицинской отрасли, химической (лако-красочная продукция). Через систему госзакупок региональные органы власти приобретают продукт у населения с последующей реализацией за пределами РИ (поиск рынков сбыта и заключение договоров предшествует этому процессу).

Развитие экономики и использование налоговых инструментов увеличит поступления в бюджет даже при общем снижении налогов.

Малый бизнес и микробизнес

Акцент на малый бизнес в развитии экономики предполагает гарантию органами власти как минимум 4-х положений: доступ к капиталу, образование, помощь в получении госзаказов, защиту в судах и на уровне законодательства.

В условиях кризиса основной акцент переводится на домохозяйства. Если  стимулирование малого бизнеса постоянно декларируется (хотя пора перейти к реальным действиям: простота регистрации бизнеса; льготное налогообложение, в том числе предоставление налогового кредита; возможно субсидирование социально значимых сфер деятельности МБ; предлагаемый правительством РИ проект «бизнес-площадки» с предоставлением их на конкурсной основе), то система поддержки домохозяйств через микрокредиты – это положительный опыт как развития предпринимательства, так и роста благосостояния населения, в том числе и наиболее незащищенного (матери-одиночки, например) не через систему социального иждивенчества, а приобщением к оплачиваемому труду.

Схема действий: анализ умений, навыков членов семьи социальными работниками (как правило, работать и договариваться нужно с хозяйкой, так как в масштабах семьи она - инициатор движения финансовых ресурсов) – возможно разведение домашней птицы, мелкого и крупного рогатого скота, садоводство или используются навыки в шитье, кулинарии…и т.д.,  все, чем занимаются домохозяйства в РИ. В создании микробизнеса участвуют члены семьи своим трудом, а госорганы через финансирование и предоставление необходимых для бизнеса оборотных средств. На первых порах госорганы обеспечивают закупку готового продукта (возможна последующая реализация через ярмарки по доступным ценам), доход распределяется между домохозяйством и в бюджет ОМС. В последующем кто-то расширит свою деятельность, что обеспечит дополнительные налоговые поступления, другие просто повысят свою самооценку, что весьма важно для социального здоровья всего общества, у иных ничего не получится и на первый взгляд представляется, что средства потрачены впустую. Но это не так. По статистике лишь 5-7% населения – это активная его часть, создающая ВВП. Если выявить эту часть и задействовать в экономике бюджет получит кратный рост доходов через налоги и сокращение расходов на социальное обеспечение.

3). Секвестр бюджета

Вынужденное сокращение расходной части бюджета должно касаться социально незащищенных статей, и целью имеет в конечном итоге эффективное использование бюджетных средств. (хотя это извечная проблема госорганов, здесь необходимо введение системы бюджетного аудита).

Социальная политика

Микробизнес можно рассматривать как составляющую социальной политики региона. Социальная политика в условиях рецессии наиболее уязвимое звено в общей финансовой политике. Для поддержки  населения предлагается освободить от налогообложения доходы ниже минимального прожиточного минимума (6 000 руб в месяц). Речь идет не о НДФЛ – федеральном налоге, а, возможно, региональные или местные налоги (например, земельный налог, налог на имущество физ. лиц).

Социальное жилье – весьма важный аспект помощи населению. Здесь уместна схема (важное условие – открытость процесса): госорган-заказчик – тендер на строительство – выбор оптимального проекта – жилье. К дальнейшему обслуживанию объектов можно привлечь коммерческие структуры, возможно, с долей участия на оговоренных условиях. Также вопрос строительства жилья будет рассмотрен ниже.

Самоорганизация населения

Основной актив в условиях рецессии – люди. Поэтому все действия предполагают постоянный контакт с населением. Этот вопрос решается через органы местного самоуправления, права которых расширены с введением в действие известного закона. Закон в основном декларативный (непонятна система взаимоотношений  и разделения собственности между районными органами власти и ОМС поселений, размыта и неопределенна финансовая независимость ОМС, а заявленное понятие «муниципальная милиция» имеет ли сутью возможность формирования на местах системы правопорядка? В соответствии  Конституции РФ  решение всего комплекса задач по обеспечению общественного порядка и безопасности, защите прав и законных интересов граждан, своевременному предупреждению и пресечению правонарушений, борьбе с преступностью на территории лежит на региональных и местных органах управления.).

Как бы там ни было, но заявленные в законе права ОМС позволяют формировать доходную базу местного бюджета в соответствии с указанными выше предложениями. Положения закона позволяют заложить фундамент самоорганизации населения. Нужно использовать традиции ингушей, в частности замечательный обычай взаимопомощи – белхи для строительства жилья неимущим, социально незащищенным слоям населения (например, питание и культурные мероприятия, сопутствующие белхи, финансируются из местного бюджета с использованием муниципального заказа субъектам микробизнеса, о которых говорилось выше).

4). Кредитно-финансовая система РИ

1.     Исламский банкинг – это перспектива выхода финансовой системы из кризиса и залог ее стабильности, признанный сегодня мировым сообществом. Это работа с микрокредитами для домохозяйств, кредитами малому, среднему, крупному  бизнесу в строительстве, промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг и т.д. Основной принцип – доля в прибыли. Гарантии предоставляются региональным и муниципальными органами власти.

2.     Организация товарных бирж для сельхоз продукции, стройматериалов, производимых в РИ с последующим использованием финансовых инструментов (допустимых в исламском банкинге). Это позволит фермерским хозяйствам диверсифицировать свои риски и облегчить нагрузку на региональный бюджет.

Таковы основные положения развития экономики Ингушетии, предлагаемые нами. Нелишне еще раз напомнить о человеческом факторе всяких преобразований. Доверие общества – фундамент успешной реализации поставленных целей.  Для этого необходимы постоянные контакты с населением, разъяснений позиций власти и налаживание обратной связи через СМИ.  Предлагаемые меры как раз и нацелены на возврат утерянного доверия общества. А для этого нужна политическая воля…

Категория: Статьи 2011 | Добавил: Магомед (23.05.2011)
Просмотров: 1163 | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2024
Форма входа
Поиск
Полезные ссылки
  • База рефератов
  • Минфин России
  • Электронная библиотека
  • Гарант-онлайн
  • Сайт ИнгГУ