В настоящее время наблюдается недооценка малого и среднего бизнеса в жизни страны. Предприниматель не антиобщественная фигура. Действуя в собственных интересах, он удовлетворяет наши запросы, облагораживает нашу жизнь, делает ее более комфортной. Предприятия малого и среднего бизнеса присутствуют практически во всех отраслях экономики республики и являются ее неотъемлемой частью. Темпы роста показателей позволяют сегодня говорить о хороших перспективах дальнейшего развития предпринимательства. Перед предпринимателями стоит множество проблем, например: 1.бюрократические тормоза; административные барьеры; Госстандарт; Минздрав 2.кредитование 3.система налогообложения Все эти проблемы мешают нормальному развитию предпринимательства. Хотя бы частичное их решение позволило бы более быстрыми темпами развиваться малому бизнесу. Решение этих проблем должно происходить на законодательном уровне и правительство должно строго следить за исполнением этих законов. Улучшить уровень жизни в республике реально возможно, стимулируя развитие малого и среднего бизнеса, так как крупные предприятия строить очень дорого и потом сложно переориентировать их на выпуск другой продукции, если та, которую производили, стала невостребованной. В малом бизнесе можно быстро менять технологии. Особенно выгодно открывать малые предприятия на селе, где создание даже нескольких рабочих мест уже достижение, тем более что ингушские села расположены близко друг от друга. На сегодняшний день в малом и среднем бизнесе занято около двадцати девяти тысяч жителей Ингушетии. На поддержку предпринимательства в прошлом году из местного бюджета были выделены 28 миллионов рублей. В этом году на эти цели запланировано примерно столько же, но вот в будущем планируется значительный рост финансирования этого направления. Малый бизнес становиться все более важным элементом экономики республики, обеспечивающим активный рост объемов производства, занятости и доходов населения. поэтому создание правовых, экономических и организационных условий для развития бизнеса является на сегодняшний день одной из важнейших задач всех уровней власти. Разработан проект Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Ингушетия на 2007-2011годы в соответствии с Законом Республики Ингушетия «О государственной поддержке малого предпринимательства». Целью Программы является обеспечение условий для устойчивого развития малого предпринимательства на основе создания комплексной системы поддержки малого предпринимательства в РИ. Программа состоит из 6 разделов, разработанных с учетом проблем, требующих решения на федеральном и региональных уровнях, а именно: -организационная поддержка и нормативно правовое обеспечение малого предпринимательства -формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства -создание льготных условий доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым и материально-техническим ресурсам -поддержка приоритетных проектов субъектов малого предпринимательства -организация подготовки и переподготовки кадров для малого предпринимательства На реализацию мероприятий Программы предполагается направить средства из бюджетных и внебюджетных источников. Всего объем средств на реализацию Программы-655,95 млн. руб.; Средства федерального бюджета-455,6 млн. руб.; средства республиканского бюджета-192,1млн. руб.; внебюджетные источники-8,25млн. руб. В целях поддержки малого и среднего бизнеса в республике построены два бизнес-инкубатора. Общей площадью 1787,5 квадратного метра, сметная стоимость этого объекта составляет 36,8млн. рублей. Ведется строительство аналогичных бизнес инкубаторов в городах Карабулак и Малгобек. Данные центры оснащены оргтехникой и переданы начинающим предпринимателям в аренду на льготных условиях. Максимальный срок предоставления помещений не должен превышать три года. Ставки арендной платы для субъектов малого предпринимательства по договорам аренды помещений устанавливаются в следующем размере: -в первый год аренды - не более 40% от ставки арендной платы, установленной Правительством РИ для аренды нежилых помещений, находящихся в государственной собственности РИ; -во второй год аренды – не более 60% от ставки арендной платы, установленной Правительством РИ для аренды нежилых помещений, находящихся в государственной собственности РИ; В третий год аренды – не более 100% от ставки арендной платы, установленной Правительством РИ для аренды нежилых помещений, находящихся в государственной собственности РИ. Также планируется предоставление бесплатных офисных услуг (копирование, распечатка, сканирование, брошюровка), бесплатный выход в Интернет. Консультантами Бизнес Инкубатора будет осуществляться консультирование начинающих предпринимателей по вопросам налогообложения, юриспруденции, бизнес планирования. Кроме того, центр предоставляет бесплатные юридические и экономические консультации, осуществляет маркетинговые исследования. Что касается налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства, естественно система налогообложения влияет на формирование финансов государства, его доходов и, следовательно, на исполнение им своих функций. В тоже время система налогообложения оказывает непосредственное влияние на результаты деятельности налогоплательщиков и на социальное положение граждан. Влияние на конечные результаты деятельности налогоплательщиков система налогообложения оказывает посредством количества действующих налогов, механизма их установления и взимания. Хочу отметить, что действующая система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход предусматривает предельную годовую выручку для использующих ее предприятий в размере не более 20 млн. руб. исходя из этого, на сегодня данная система может быть применена только микропредприятиями, и фактически исключает возможность ее применения малыми и средними предприятиями. Принятое разделение малого и среднего предпринимательства на три категории предприятий должно сформировать и индивидуальный подход к каждому из них. От этого будет зависеть комплекс мероприятий, направленный на поддержку малого и среднего предпринимательства, в том числе и на муниципальном уровне. С 1 января текущего года произошли изменения в федеральном законодательстве в части условия налогообложения субъектов малого предпринимательства, применяющих систему уплаты налога на вмененный доход: при этом значительно возросла налоговая нагрузка на небольших розничных продавцов с торговой площадью более 5 кв.м. Используя поправочные коэффициенты по данному налогу, что является полномочиями органов муниципальной власти, разумным было бы на переходный период «смягчить» для данной группы налогоплательщиков налоговое бремя. Также считаю целесообразным отметить норму, устанавливающую обязательность применения и технического обслуживания контрольно- кассовой техники субъектами предпринимательства- плательщиками единого налога на вмененный доход. Особенно, это касается микропредприятий осуществляющие свою деятельность в сфере торговли и сбыта. Приобрести контрольно- кассовую технику за 17-20 тыс. руб. в состоянии не каждый индивидуальный предприниматель. Однако, несмотря на положительную динамику по основным показателям развития малого и среднего бизнеса, Ингушетия значительно отстает от среднероссийских показателей. Основным фактором, тормозящим ускоренное развитие предпринимательства в республике, по-прежнему, является недостаточное финансирование субъектов малого и среднего бизнеса. Это связано с ограниченностью республиканского бюджета. Таким образом, все внимание власти сосредотачивается на создании сети малых предприятий. Для этого уместно использовать мировой опыт стимулирования создания любого бизнеса. Это три шага:
· Поиски и обнаружение видов деятельности, продукция которых может быть востребована (иметь коммерческий успех)
· Выделение грантов (дотаций, субсидий) на создание предприятий по производству конкретных видов продукции
· Косвенная реклама, заказываемая органами власти, имеющая целью способствовать продвижению данной продукции на рынке России и далее.
|