Проблема безработицы в Ингушетии и перспективы ее решения
Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить своё умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя или же лишая их таковой возможности, из – за чего люди переносят серьёзный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки её эффективности. Проблема занятости населения в РИ остаётся актуальной на протяжении последних лет. Это объясняется как демографическими, так и малой долей производственного сектора в экономике РИ. Сложность и неоднозначность ситуации с безработицей в Ингушетии и повлияли на выбор моего исследования. Численность экономически активного населения на сегодня составляет, по оценке, 174,0 тыс. человек, в их числе 92,0 тыс. человек, или 52,9 % экономически активного населения заняты в экономике и 82,0 тыс. человек (47, 1 %) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В республике на региональном уровне понимают проблему и стараются решать её так. Правительство Ингушетии утвердило федеральную целевую программу « Социально – экономическое развитие Республики Ингушетия на 2009-2015 годы », которая позволит существенно снизить безработицу. В рамках этой программы предусмотрено построить 47 объектов социальной и производственной сфер. Строительство этих объектов позволит к 2015 году снизить до 30-35 % остающуюся высокой в республике безработицу. В целях снижения количества безработных достигнута договорённость с субъектами РФ, с республикой Абхазия, Свердловской областью, благодаря которой планируется направлять наших безработных, согласно их профессиям, в эти регионы. Ингуши всегда были хорошими строителями, и их опыт может пригодиться при строительстве, в ходе подготовки к олимпиаде 2014 года, объектов в Сочи. Что касается массового (до 200 семей) переселения в Свердловскую область, то тут очевидны цели – это занять трудоспособное население, но нужно учитывать комплекс социально-психологических проблем, возникающих в результате адаптации к культуре других народностей. Нами предлагаются следующие шаги в решении вопроса трудоустройства избыточной рабочей силы РИ. Эти указанные шаги представлены на слайде. Первое - это создать инкубационные бизнес-центры по повышению квалификации строительных рабочих, например, рабочих технических специальностей и т. д. Формировать из них мобильные профессиональные рабочие бригады и вахтовым методом подряжаться на работы за пределами РИ (по соцопросам ингуш готов работать вне дома в пределах 2-х месяцев). Известно, что везде по РФ требуется квалифицированная рабочая сила. Кстати, в определённый период заявлялось о наличии таких центров в РИ. Этот опыт следует возродить и расширить с привлечением федеральных средств, заявленных для выделения из бюджета на трудоустройство высвобождающихся в условиях рецессии работников. Региональным органам власти следует проводить постоянный мониторинг рынка трудовых ресурсов за пределами РИ и в оперативном режиме налаживать связи с другими регионами по предоставлению рабочей силы. Второе – увеличение числа крестьянских и фермерских хозяйств и создание в населённых пунктах республики малых предприятий по переработке сырья, производимого в Ингушетии. Фермерское хозяйство требует очень внимательного и осторожного подхода. Функционирующий аграрный сектор – это вопрос продовольственной безопасности региона. Понимая важность этого, все развитые страны датируют фермерское хозяйство. Необходимы льготное налогообложение, кредиты с госучастием, организация правительственных закупок, замкнутый производственный цикл: переработка продукции в республике и доведение до местного потребителя. Это новые поступления в бюджет через налоги и сдерживание цен (антикоррупционный контроль). Третье – развитие и стимулирование создания трудоемких отраслей экономики, например, приборостроение В заключении хотелось бы добавить, что политика занятости по Ингушетии сегодня должна быть направлена на стабилизацию изменений на рынке труда, и тем самым предлагается использование следующих механизмов для увеличения занятости населения: создание новых рабочих мест, массовая переподготовка кадров, предоставление временных рабочих мест, профориентация, повышение квалификации и специализации молодых предпринимателей, развёртывание федеральной сети бизнес-инкубаторов, оказывающих им комплексную поддержку и т. д.