В условиях рецессии основной акцент в стимулировании общественного развития переводится на человеческий ресурс – самый важный актив экономики. Необходимо вывление и реазвитие человеческого потенциала. На всех уровнях процесса развития жизненно важными для человека являются следующие три вида возможностей в области развития человеческого потенциала:
· жить долго;
· вести здоровый образ жизни;
· иметь доступ к знаиям и ресурсам, необходимым для обеспечения адекватного уровня жизни.
Если эти базовые потребности не удовлетворены, то отсутствует сама возможность выбора, а многие потенциальные возможности становятся недостижимыми. Процесс развития человеческого потенциала соотносится с глобальными проблемами через реализацию следующих механизмов. Права человека. Процесс развития человеческого потенциала содействует реализации экономических, социальных, культурных, гражданских, этнических и политических прав. Всеобщая Декларация прав человека 1948г. утверждает, что «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи; каждый человек имеет право на труд, образование, социальное обеспечение» Общественное благосостояние. Право, выбор и возможности личности тем не менее не подлежат какому-либо ограничению. Свобода отдельной личности может конфликтовать со свободой многих других или нарушать ее. Как свидетельствует реакция на чрезмерный индивидуализм свободных рыночных отношений, возникает потребность в социально ответственных формах развития. Общественное благосостояние и благосостояние личности – понятия взаимосвязанные, поэтому во избежание возникновения напряженности в отношениях между ними процесс развития человеческого потенциала требует наличия чувства социальной сплоченности и механизма справедливого распределения благ прогресса. А сила коллективных действий является одной из важных сил, содействующих процессу развития человеского потенциала. Равенство. Проблема равенства занимает одно из центральных мест с точки зрения перспективы процесса развития человеского потенциала. Понятие «равенство» чаще применяется в отношении богатства или дохода. Однако в рамках процесса развития человеческого потенциала идея равенства подчеркивается в контексте базового потенциала и возможностей для всех – равный доступ к образованию, здравоохранению, политическим правам. Устойчивость. Устойчивость означает возможность удовлетворения потребностей сегодняшнего поколения без ущерба для общего потенциала и возможностей будущих поколений. Таким образом, предполагается равенство как внутри поколений, так и между ними. Устойчивость – один из важных аспектов процесса развития человеческого потенциала. Индекс развития человеческого потенциала(ИРЧП). Для определения уровня развития человеческого потенциала используетсяся индекс развития человеческого потенциала(ИРЧП). Пока никто не может предложить какой-либо всеобъемлющий показатель, поскольку многие жизненно важные аспекты процесса развития человеческого потенциала на поддаются подсчету. Однако такой простой композитный показатель уровня развития человеческого потенциала, как ИРЧП, может вполне эффективно содействовать привлечению внимания к этой проблеме. С помощью ИРЧП можно определить достигнутый страной общий уровень по трем основным аспектам развития человеческого потенциала: 1.продолжительность жизни; 2. знания; 3. адекватный уровень жизни. Они, в свою очередь, определяются через показатели средней продолжительности жизни, уровня образования и скоррективного дохода. Индекс нищеты населения. Если ИРЧП служит для определения достигнутого страной общего уровня прогресса в области развития человеческого потенциала, то индекс нищеты населения (ИНН) отражает структуру распределения прогресса и определяет масштабы существующих лишений. По показателю расширения возможностей женщин (ПРВЖ) определяют, могут ли женщины принимать участие в экономической и политической жизни. Он акцентирует внимание на степени участия, измеряя неравенство между полами в ключевых областях экономической и политической жизни и в процессе принятия решений. ПРВЖ регистрирует процент женщин в парламенте, среди администраторов и руководителей, на профессиональных постах и технических должностях, а также долю получаемого женщинами дохода в виде процента от соответствующего показателя у мужчин. На сегодня можно опровергнуть пять мифов, которые касаются решения проблемы нищеты и состояния окружающей среды. Миф первый. Субсидирование платы за электроэнергию, воду и использование других природных ресурсов всегда является благом для неимущих. Это – неверный тезис: у неимущего населения часто нет доступа к этим услугам. Миф второй. Неимущие не могут брать на себя часть расходов за основные услуги. Это – тоже неверное утверждение, ставшее стандартным в научных учебниках: большинство неимущих семей уже платят за основные услуги. Более того, неимущие готовы за счет своего времени помогать в работе по улучшению общинных систем водоснабжения и канализации. Миф третий. Следует просто копировать опыт промышленно развитых стран. Это неверно. Конечно, можно извлекать уроки из опыта промышленно развитых стран в области окружающей среды. Но у нас также есть возможность избежать повторения ошибок, взять на вооружение новые технологиии минимизировать расходы, связанные с поиском решений. Миф четвертый. Следут сдерживать объемы потребления, темпы индустриализации и развитие в целом, поскольку они способствуют увеличению экологического ущерба. Это тоже неверно, поскольку у неимущих уровень потребления по-прежнему так низок, что его нужно повышать на основе приминения новейших технологий, переориентации в использовании природных ресурсов, а также за счет использования новаторских направлений в политике, не имеющих неблагоприятных экологических последствий. Миф пятый. Страны с переходной экономикой располагают лишь весьма ограниченными возможностями в области разработки альтернативных политически приемлемых стратегий борьбы с бедностью. Это – неверный тезис, поскольку в распоряжении имеется много вариантов стратегий, в том числе различные стимулы, налогооблажение и законодательные акты. Стратегии развития должны опираться на механизмы самоорганизации населения с учитывать специфики региона и традиций. Например, в Ингушетии замечательный обычай взаимопомощи – белхи, который следует задействовать для строительства жилья неимущим, социально незащищенным слоям населения (например, питание и культурные мероприятия, сопутствующие белхи, финансируются из местного бюджета с использованием муниципального заказа субъектам микробизнеса). Этот вопрос мог бы решаться через органы местного самоуправления, права которых расширены с введением в действие известного закона. Закон в основном декларативный. Но как бы там ни было, положения закона позволяют заложить фундамент самоорганизации населения. Все действия власти должны предпологать постоянный контакт с населением. Развитие человеческого потенциала – это процесс, воздействующий расширению стоящего перед человеком выбора. Расширение выбора человека становится возможным лишь при соблюдении его прав, закрепленных в главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина»: права на жизнь, свободу, личную неприкосновенность неприкосновенность жилища и др. А с этим проблема, но иначе невозможно развитие созидающей активности населения.
|