Инфляция, является сложным социально-экономическим явлением, порождаемым диспропорциями воспроизводства в различных рыночного хозяйства и представляет собой одну из наиболее острых проблем современной экономики во многих странах мира. Возникновению инфляции в России послужили следующие причины: глубокие деформации и диспропорции общественного производства структурные перекосы экономики; монополизм производителей товарной продукции; милитаризованная экономика; (нерациональное использование денег государственного бюджета. Действие инфляционных механизмов в России стимулировалось государственным финансированием и льготным кредитованием. Либерализация цен и последовавшее за этим повышение зарплаты при сокращении производства привели к тому, что инфляция спроса переросла в инфляцию издержек производства. Провоцирующим фактором для увеличения инфляции в РФ на сегодня является усиливающийся мировой финансовый кризис. Однако замеченные еще в 90-е годы проблемы в денежно-кредитном регулирований усугубляют положение дел. Во-первых, (постоянный рост курса рубля — снижал конкурентоспосбности российских производителей и на внешнем, и на внутреннем рынке. Импорт в Россию непрерывно рос, производство развивалось все медленнее, а доходность производства падала. Во-вторых, выгоднее становится проведение спекулятивных операций в России. В-третьих, как и в 90-е годы растет, зависимость всей отечественной финансовой системы от курсовых рисков накопленные при высоком курсе рубля валютные долги вряд ли могут быть возвращены, если курс рубля резко упадет. Финансовый кризис вызвал острые проблемы с ликвидностью в российских банках, который либеральное руководство ЦБ начало гасить выбросом денег, при этом, не имея ни отработанной системы работы с ликвидностью, ни опыта, ни кадров. Отметим, что и накопленные резервы тут не могут служить гарантия скорость роста накопленных корпоративный кредитов уже превышает скорость роста резервов, при сравнимых абсолютных значениях. Остановить инфляционные процессы, сокращение доходов наемных работников в связи со стагнацией производящей части экономики и колоссальным ростом административных поборов, как на предпринимателей, так и на граждан (в виде ростов расходов на ЖКХ. например) без радикального изменения экономических приоритетов невозможно. В результате пожар пытаются залить бензином, причем сразу по двум направлениям: повышают социальные расходы бюджета и накачивают деньгами крупные госконцерны, созданные в последние годы. Но рост социальных расходов к позитивным эффектам уже привести не может — экономика практически перешла на инфляционные рельсы, рост цен опережает бюджетные выплаты. Только официальная инфляция в РФ, заложенная в бюджет 2010 г. составляет 10% , а это уже неконтролируемая инфляция. Что касается госконцернов, то и изначально их эффективность была под вопросом, а уж при наличии совершенно колоссальных бюджетов, выданных «просто так» - без жестких, фиксированных планов работ, невыполнение которых для исполнителей чревато самыми серьезными последствиями - становится просто нулевой, если не отрицательной. Кризис выявил неправильное понимание российскими денежными властями причин российской" инфляции. Преобладают в действиях властей монетаристские взгляды, то есть с инфляцией предлагают работать /путем сжатия денежной массы с помощью повышения процентной ставки, снижения объемов кредитования экономики ЦБ и консервации части государственных доходов в резервных фондах. Стало популярен термин «таргетирование», как комплекс мер по контролю за уровнем инфляции. Подобный подход бывает эффективен в условиях высокоразвитой конкурентной среды, характерной для ведущих стран мира, но он не срабатывает в России. Кризис привел к сокращению денежной массы в обращении из-за оттока иностранного капитала. Но на цены это никак не повлияло, они продолжали расти. Так, денежная масса в 2008 г. сократилась на 0,3 %, в то время как инфляция достигла рекордных значений: прирост потребительских цен составил4-13,3%. Такая же тенденция сохраняется в 2009 году: денежная масса за полугодие уменьшилась на 2,5 %, в то время как цены возросли на 7,4 %. Все это говорит о неприменимости традиционных монетаристских мер обуздания российской инфляции и о необходимости признания факта роста инфляции из-за высокого уровня государственной монополизации сферы услуг (тарифы ЖКХ), производства и торговли, позволяющем вздувать цены даже при снижении платежеспособного спроса. Долгосрочная стратегия экономического роста требует проведения поэтапных мер направленных на регулирование инфляции. Необходимо выстроить «дерево целей» для сдерживания основных факторов инфляции. Первоочередной антиинфляционной мерой является преодоление кризиса инвестиций, путем оживления инвестиционного процесса. Мировой опыт свидетельствует о возможности максимального привлечения капиталов частного сектора благодаря реальным гарантиям и страхованию инвестиционного риска. Ключевое место в антиинфляционной стратегии занимает оздоровление бюджетов всех уровней и преодоление специфических форм проявления бюджетного кризиса в России в числе которых: неисполнение бюджета, финансирование в произвольном объеме; нецелевое использование бюджетных средств; финансирование бюджетных расходов платежными средствами различной ликвидности; слабый контроль над исполнением госбюджета. Для сдерживания инфляции необходима научно обоснованная налоговая политика которая не должна парализовать бизнес. Нужны меры, "направленные на поддержку «малого» бизнеса. В условиях товарного производства все хозяйственные связи опосредуются деньгами. Поэтому антиинфляционная политика предусматривает регулирование эмиссии денег и скорости их обращения. Важным направлением антиинфляционной политики и стратегии экономического роста является санация и реструктуризация банковской системы Российской Федерации. Регулирование цен и заработной платы - составная часть многофакторной антиинфляционной стратегии. Таким образом, мировой опыт не предложил ничего лучше для работы с инфляцией, чем долгосрочные инвестиции, причем как в материальный сектору так и в интеллектуальную область человеческой жизнедеятельности. Только в таком случае имеет смысл говорить об адекватном денежной массе общественном продукте, способном ее поглотить.