Суббота, 15.08.2020, 16:45
 
Ингушский Государственный Университет
Кафедра «Финансы и Кредит»
  
ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствуем Вас, Гость · RSS

Меню сайта
Категории раздела
Статьи студентов (2010 г.) [8]
Статьи студентов (2009 г.) [11]
Статьи студентов (2008 г.) [23]
Статьи 2011 [2]
ФиК-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » Статьи студентов (2009 г.)

Финансовые инструменты исламского банкинга как способ оздоровления финансового рынка в условиях кризиса
В настоящее время исламские банки вызвали огромный интерес во всем мире. Особенно важным стало изучение принципов их деятельности во время мирового кризиса. Исламские банки открываются не только в арабских странах, но появились в Европе и в США. Клиентами исламских банков являются не только мусульмане, но и представители других религий. Все больше предприятий Европы и США отдают предпочтение исламским банкам, так как работа с ними не только выгодна, но и соответствует этическим нормам. Важным обстоятельством становится и то, что реальные источники финансирования получают материально нуждающиеся, порой довольно бедные физические лица и организации. Такой подход практически исключен в схеме западной банковской системы. Исламский банк имеет три основных разрешенных источника прибыли. Первый источник — это три вида банковских операций, традиционно в экономической литературе называемые арабскими словами «мушарака», «мудараба» и «кард-уль-хасан». Мушарака — это чисто исламский способ банковского бизнеса, когда две стороны объединяют свои капиталы для финансирования какого-либо проекта, при этом прибыль они делят в заранее определенном порядке, а убытки — в зависимости от долевого участия в капитале. Банк в этом случае разделяет риск с клиентом. Управление проектом, под который выданы средства, может осуществляться двумя сторонами вместе или какой-то одной стороной по согласованию. Это довольно гибкий вид взаимодействия банка и клиента, поскольку и пропорция разделения прибылей и убытков, и управление проектом могут быть оговорены заранее сторонами. Мудараба — модификация мушараки — соглашение, заключаемое между двумя сторонами, когда одна сторона (исламский банк) полностью предоставляет необходимые средства для финансирования проекта, а другая (клиент) занимается управлением проектом, используя свои предпринимательские способности. Как и в предыдущем случае, процент распределения прибыли заранее оговаривается между сторонами и фиксируется в соглашении. Банк также может нести убытки при неудаче своего клиента, а вот контролировать реализацию проекта или как-нибудь еще влиять на процесс — не может. Кард-уль-хасан — «беспроцентный кредит», по сути — возвратная материальная помощь, субсидия нуждающимся лицам, организациям, регионам, или как краткосрочная субсидия на конкретную хозяйственную деятельность фирмы, часто являющейся партнером банка. Здесь раскрывается еще одна особенность взаимоотношений исламских банков со своими клиентами — это тесные, доверительные, дружеские отношения. При этом банк может взимать разного рода комиссии и сборы. Что касается работы со средствами вкладчиков, то и здесь используются описанные схемы. Мудараба теперь уже вкладчики участвуют в прибылях и убытках банка (похоже на западную трастовую систему) и кард-уль-хасан — клиенты вносят свои сбережения на беспроцентные счета, но при этом имеют право на получение кредитов, предоставляемых на льготных условиях (часто это всего 2—3 процента в виде комиссионного вознаграждения банка). Важный момент, касающийся защиты сбережений. В случае, когда вкладчик несет потери, он имеет право расследования причин, вплоть до судебного разбирательства. И если будет установлено, что такие потери возникли из-за некачественного менеджмента, непрофессионализма, а также прямых злоупотреблений, банк будет нести полную ответственность перед своим клиентом. Эта система начала развиваться сравнительно недавно. Популярность исламского банковского бизнеса и интерес к нему растут. Второй источник прибыли для исламских банков аналогичен используемому в западном банковском деле - это операции на финансовых рынках, прежде всего операции с ценными бумагами. Но и здесь есть свои особенности. Ограничение налагает еще один постулат — азарт в исламе не допускается. Поэтому спекулятивная торговля ценными бумагами не практикуется. Банки должны приобретать акции для сохранения и приумножения своих (а значит, и клиентских) активов. Становится понятно, почему, с одной стороны, исламские банки не так активны на фондовом рынке, а с другой — почему большая часть вложений носит долгосрочный характер. Еще одной разрешенной операцией являются сделки покупки-продажи иностранных валют. Третий источник прибыли, доля которого самая большая, это комиссионные операции. Конечно, и западные, и российские финансовые институты взимают комиссии за свои услуги, но нигде этот вид дохода так не популярен, как в исламских банках. Существует много видов операций, за которые исламские банки взимают комиссионное вознаграждение. Вот, например, типичный исламский банковский кредит, применяемый при финансировании торговли, а также являющийся аналогом уже привычного для россиян потребительского кредита — мурабаха. Это договор между банком и клиентом о продаже товаров по специальной цене, которая включает согласованную заранее разницу между ценой покупки и ценой продажи. Это и есть прибыль банка. Банк приобретает по поручению клиента определенные виды товаров, а затем продает их с фиксированной наценкой и с оплатой равными долями в течение определенного времени. Часто мурабаха используется при совершении внешнеэкономических сделок, особенно с использованием аккредитивов. И в этом случае доход банка — это не процент за кредит, а торговая наценка. Одной из разновидностей мурабахи является операция бай-аль-салям (контракт о продаже товаров, когда производится предоплата, а товар поступает после). Получив денежные средства, банк имеет определенный временной лаг для возможных инвестиций в производство или в ценные бумаги, что опять-таки позволит ему получить определенный доход, который и составляет прибыль банка. В арабских странах чрезвычайно популярна и такая «западная» банковская операция, как лизинг. Здесь он называется иджара. Суть сделки такова: банк по поручению клиента приобретает оборудование, технику и прочие товары, которые клиент планирует взять в лизинг, а затем сдает их клиенту в аренду по оговоренной ставке. Взимать арендную плату с неденежного имущества ислам не запрещает. Ну а иджара-ва-иктина это лизинг с последующим выкупом. Если проект, в который вложены средства, не принес прибыли либо вообще оказался убыточным, то сторона, которая предоставила деньги, несет убытки. Однако существуют системы страхования. Кроме того, при выборе проектов банк ограничен также запретом намеренного риска (гарара) при выборе проекта. Исламские банки очень серьезно выбирают проекты для финансирования и тщательно следят за целевым - использованием средств и развитием проекта. Следует учесть, что вкладчики исламских банков в достаточной степени защищены. Так, помимо риска невозврата кредита, существуют и инфляционные издержки. Эти издержки также учитываются и страхуются путем привязки к твердым валютам или индексам. Особенно быстро среди шариатских финансовых продуктов растут сукуки — среднесрочные облигации, инвестирующие в реальные активы. Они популярны настолько, что спрос на сукуки часто превышает предложение в десятки раз. Сейчас их стоимость составляет около 50 млрд долларов, а к концу текущего десятилетия, по прогнозам, она удвоится. Многие банки рассматривают их как важный инструмент управления своими активами и обязательствами. Причем они выпускаются уже не только исламскими, но и другими эмитентами, как в европейских странах, так и в США. Это свидетельствует о растущей интернационализации исламских финансов и повышении их роли на международной арене. Много вопросов в мусульманском мире вызывает страхование, которое правоведы не решаются отнести ни к области запретного, ни к категории дозволенного. Главных препятствий для отнесения традиционных страховых услуг к деятельности, одобряемой исламом, - три.
Во-первых, непредсказуемость последствий заключения страхового договора. Второе - сходство возникающей в таких условиях ситуации с запрещенными исламом азартными играми. И наконец, страховая премия напоминает осуждаемый Кораном ссудный процент. К тому же деньги относятся мусульманским правом к категории товаров, подлежащих только эквивалентному обмену, при котором действия сторон не дистанцированы друг от друга во времени. Однако некоторые экономисты в мусульманских странах даже склонны считать страхование вполне легитимным. Для того чтобы преодолеть непонимание этого обстоятельства, предлагается создать систему кооперативного страхования (такафуль), подчеркнуто ориентированную на шариат.
В этой модификации страхование является своего рода трастовым финансированием предприятия, при котором прибыль делится между управляющим и тем, кто доверил ему свои деньги, а убытки несет владелец капитала - распорядитель в этом случае только лишается вознаграждения. Очевидна необходимость постепенной адаптации финансовых операций и услуг к нормам шариата, так как диверсификация исламских финансовых услуг важна с точки зрения стабильности финансовых рынков и систем и может оказать оздоравливающее влияние на мировую экономику.
Категория: Статьи студентов (2009 г.) | Добавил: Магомед (16.10.2010)
Просмотров: 648 | Рейтинг: 0.0/0
Copyright MyCorp © 2020
Форма входа
Поиск
Полезные ссылки
  • База рефератов
  • Минфин России
  • Электронная библиотека
  • Гарант-онлайн
  • Сайт ИнгГУ